Недостаток сырья на российском мясном рынке в целом, в Петербурге и Ленобласти - в частности, связан с ограничением или полным прекращением импорта мяса и мясопродуктов из стран с неблагополучной эпизоотической обстановкой: Украины, Бразилии, Аргентины и Китая. В отрасли эту проблему решают путем строительства собственных животноводческих комплексов, которые будут поставлять сырье на предприятия по переработке в рамках одной компании.
Бесспорные лидеры мясного рынка СЗФО, такие как `Парнас-М`, в состав которого входит восемь мясокомбинатов, планируют построить свинокомплекс, рассчитанный на 200-300 тыс. голов. Этот проект можно смело назвать крупнейшим и амбициозным, так как никто из российских представителей мясной отрасли пока не может даже похвастаться такими планами.
Петербургская компания `Евросервис`, крупнейший импортер американских куриных окорочков, недавно открывшая направление по производству колбасы и мясных полуфабрикатов, также собирается финансировать строительство свинокомплекса производительностью до 10 тыс. тонн мяса в год, двух птицефабрик и завода по изготовлению комбикормов.
Такое пристальное внимание к `свиному вопросу` обещает увеличить долю свинины российского производства на нашем рынке до 82%.
Среди причин, почему отраслевики решили обеспечивать себя сырьем сами, не рассчитывая на импорт, не только ограничение последнего и ценовая политика, но и желание быть уверенными в высоком качестве сырья. Сегодня за счет выросшей покупательной способности населения активно и повсеместно (не только в крупных городах) растет спрос на брэндированную мясную продукцию премиум-класса, которую можно сделать только из охлажденного, а не из замороженного мяса. Организация финансовых потоков таким образом - по принципу цикла - позволяет предприятиям, по словам представителей отрасли, высвобождать больше средств на развитие, технологическое оснащение и продвижение продукции.
Пока такая схема себя
оправдывает, но эксперты полагают, что она не будет долгосрочной и в конечном итоге после стабилизации ситуации на рынке разделение труда животновод - переработчик - дистрибьютор опять восстановится и `дочки` опять станут независимыми предприятиями.
Эксперты также прогнозируют увеличение потребления мясной продукции в связи с внедрением национального проекта `Развитие АПК`, где животноводство является приоритетным направлением.
Ситуация с гриппом птиц отражается на рынке следующим образом: потребление продукции птицеводства падает (уже на 30%) и к концу текущего года может снизиться еще на 10%, зато отмечается некоторый рост потребления красного мяса и мяса свинины как естественных компенсаторов временно находящейся в опале курятины.
Продолжается поглощение мелких компаний крупными, а также экспансия столичных компаний в регионы. Это, по мнению специалистов, сыграет роль позитивного раздражителя для местных предприятий и заставит их включаться в жесткую игру за выживание на рынке.
Эксперты отмечают, что к 2009 году мясная отрасль выйдет на новый уровень, связанный с развитием уже обозначившихся в российском АПК тенденций и подготовкой лидеров отрасли к вступлению страны в ВТО. Крупнейшие агрохолдинги укрепляют свои позиции на рынке, прочно удерживая и расширяя сферу влияния, а также примеряя свои финансовые показатели к МСФО.
Подобные действия предпринимаются не только крупными игроками: небольшие компании, желающие стать привлекательными для западных партнеров, также пытаются улучшить показатели и тем самым приблизить осуществление своих планов по привлечению иностранных инвестиций.
СПРАВКА
По оценке экспертов, на мясном рынке растет спрос на полуфабрикаты всех уровней: от обычных пельменей до премиум-брэндов. По прогнозам, цены на полуфабрикаты в ближайшее время несколько снизятся, а на мясо в чистом виде - вырастут
|