Российский рынок СМИ вступил в новый этап развития: если раньше пресса воспринималась как некий рупор правительственных структур или финансово-промышленных групп, то теперь появилась действительно независимая пресса
Эта пресса свободна в высказывании мнений о происходящих в стране событиях. Единственным регулятором ее служат рынок и стратегия поведения на нем инвесторов изданий.
Что нужно потребителю?
В `Ассоциации издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада` открыто признают: информация - товар. Вопрос в том, как ее продавать, что хочет получить покупатель, и насколько он доверяет СМИ. Для этого и нужно изучать рынок.
- В России чаще всего социологические исследования проводят по заказам государства. Между тем на Западе инициаторами подобных исследований в первую очередь выступают независимые СМИ или их объединения. Это позволяет точнее расставить акценты в их маркетинговой политике, - утверждает президент ассоциации Александр Евсеев.
`Ассоциация издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада` заказала исследования, результаты которых она представит летом этого года в Москве на Всемирном газетном конгрессе - его на этот раз впервые проведут в РФ. А в перспективе может появиться `Синяя книга` издательского бизнеса в РФ - так в странах ЕС называют периодические аналитические сборники, выпускаемые независимыми организациями (в отличие от `Белых книг`, которые выходят по заказу государственных или межгосударственных структур) и дающие обзоры отраслевых или региональных рынков.
В исследованиях по заказу ассоциации группа ученых и экспертов намерена изучить все те изменения, которые произошли в структуре рынка СМИ, модели их отношений с органами власти, с бизнес-структурами. А также оценить ту роль, которую играют СМИ в процессе становления демократических институтов РФ, проследить взаимосвязи между улучшением качества жизни людей и спросом на печатные издания.
В группу исследователей войдут специалисты `Агентства социальной информации`, социологического центра `Мегаполис`, Института социологии РАН, СПбГУ и Высшей школы экономики.
Учредители `Ассоциации издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада` считают, что основа издательской работы - журналистский корпус. Его профессионализм и нравственные качества во многом определяют степень доверия читателей к СМИ. А значит, в конечном итоге и спрос на издания. Потому ассоциация также объявляет конкурс журналистских работ `Резонанс`.
Конкурс мастерства стартовал
С 1 марта 2006 года стартует проект `Мастер-цех`, который призван стимулировать развитие мастерства ведущих репортеров и обозревателей СМИ. Его отличие в том, что судить о работе журналистов будут их коллеги, а также потребители информации - читатели, зрители, слушатели и посетители Интернет-сайтов.
Их оценки дополнят мнения экспертов. Таким образом, акция направлена на то, чтобы вызывать журналистскими выступлениями максимальный в своем сегменте рынка общественный резонанс и объективно отражать точку зрения общества по социально значимым темам. Премиальный фонд установлен в размере 50 тыс. руб. Итоги первого конкурса `Резонанс` подведут 31 марта 2006 года во дворце Белосельских-Белозерских по материалам, опубликованным в 2005 году.
В дальнейшем планируется проводить конкурсы профмастерства среди руководителей служб рекламы и распространения, IT-директоров, редакторов и дизайнеров.
Мнение специалиста
Дмитрий Гавра,
завкафедрой факультета журналистики СПбГУ:
`В регионах - особый рынок потребления печатной информации. А для того чтобы успешно ее продавать, важно знать, насколько потребитель доверяет СМИ и какую информацию он ждет` |