Реставрация - отрасль, которая финансируется по остаточному принципу. И выглядит Золушкой в строительном комплексе
Так происходит из-за несовершенства российского законодательства: в нем нечетко проведена грань между строительными и реставрационными работами, как заявила на пресс-конференции, посвященной подготовке к проведению I специализированной выставки `Реставрация` (она состоится 18-22 апреля 2006 года), начальник управления по охране и использованию памятников Комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербурга Ольга Таратынова.
Отсюда возникают проблемы с нормативами и теми критериями, по которым оценивают труд реставраторов. Кроме того, на федеральном уровне нет единого заказчика реставрационных услуг.
Нет и комплексной программы по сохранению памятников истории и культуры. Средства разбиты на отдельные транши, которыми распоряжаются в ряде министерств и ведомств. В результате даже сложно точно подсчитать, насколько эффективно они расходуют средства.
Между тем федеральные ресурсы - основной источник финансирования реставрационных работ: бюджеты субъектов РФ не могут выдержать нагрузки по содержанию и восстановлению памятников, хотя в некоторых из них также изыскивают средства на реставрацию. Например, в бюджете Петербурга в 2006 году запланировано на восстановление фасадов, дворов, оград и интерьеров дворцов 300 млн руб. против 240 млн руб. в 2005-м. К ним следует добавить еще столько же внебюджетных средств.
Отдельная строка в городской программе по сохранению памятников посвящена церквям (100 млн руб.). О. Таратынова не исключает, что в 2006 году удастся привлечь дополнительные инвестиции в реставрацию. Тогда суммарный объем работ можно оценивать в 800 млн руб.
Сейчас в Петербурге особый акцент ставят на проектах государственно-частного партнерства с частными компаниями. Уже реализуют подобные проекты, в рамках которых отрабатывается технология взаимодействия. В перспективе намечены еще два крупных проекта - `Варшавский экспресс` и восстановление бывшего Дома писателей на Шпалерной улице.
По данным НП `Северо-Западная ассоциация реставраторов` (`СЕЗАР`), сейчас в Петербурге доля частных инвестиций в рамках городских программ реставрации увеличилась до 30%. Она могла бы стать и большей, если бы в РФ приняли закон о меценатстве, проект которого представлен на рассмотрение федеральных властей.
Кстати, эти же причины во многом тормозят и реконструкцию Стадиона имени С. М. Кирова. Есть инвестор - ОАО `Газпром`. Предложено три варианта создания на месте старого спортивного сооружения нового соответствующего международным стандартам комплекса. Но перед тем как принять решение и взяться за работу, предстоит масса согласований.
В `СЕЗАР`, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, предложили Минкультуры и массовых коммуникаций РФ создать координационный совет и рабочую группу по совершенствованию госполитики в сфере реставрации российских памятников истории и культуры, а также ускорить выработку базовых сметных норм на ремонтно-реставрационные работы, включая региональные коэффициенты.
СПРАВКА
В бюджете Петербурга в 2006 году запланировано на восстановление фасадов, дворов, оград и интерьеров дворцов 300 млн руб. против 240 млн руб. в 2005-м. К ним следует добавить еще столько же внебюджетных средств. Отдельная строка в городской программе по сохранению памятников посвящена церквям (100 млн руб.)
|