Появление в Карелии московской фирмы `Авиапроект`, заявившей имущественные претензии к предприятию `Прионежский карьер`, в результате чего производство щебня на нем приостановилось, было сродни грому среди ясного неба
До сих пор предприятие с десяток лет преспокойно добывало щебень, и никто никогда не усомнился в этом его праве. Холдинг `Карелнеруд`, владеющий в республике не только этим карьером, имел лицензию на право добычи на этом месторождении нерудных материалов вплоть до 2026 года. Он на законных основаниях в свое время выкупил всю необходимую для производства щебня технику.
Но часть тогдашнего госпредприятия `Прионежский карьер` осталась в собственности у государства. В результате железнодорожный тупик, линия электропередачи, ангары (сооружения) являлись государственным имуществом, а дробильно-сортировочные машины, экскаваторы, грузовые машины, тепловозы, различные станки, как и само право добычи щебня, перешли в собственность холдинга `Карелнеруд`.
Никого это тогда не смутило, и вновь созданное ООО `Прионежский карьер` (уже карелнерудовская структура) взяло у государства в аренду то, без чего технологический цикл развалился бы. И в течение десятка лет государство исправно получало арендную плату за использование линии электропередачи, подъездной железной дороги к щебеночному заводу.
Предприятие `Прионежский карьер`, в свою очередь, добросовестно выплачивало деньги, дожидаясь, когда же государство наконец-то предложит выкупить ему технологически неотъемлемую часть производства. Но дождалось не аукциона, а нового совладельца в лице московского `Авиапроекта`.
Закон преступили
для новых собственников
В Российском федеральном фонде имущества, ничего не сообщив руководству ООО `Прионежский карьер`, решили выставить на продажу государственную долю собственности (железнодорожный тупик, линию электропередачи и прочее) и прямо в день объявления торгов сразу же и продали это имущество `Авиапроекту`. День в день.
Причем федеральный закон, легший в основу расторжения договора аренды с `Прионежским карьером`, не помешал совершить новую сделку купли-продажи.
Это надо пояснить. Собственно, почему часть технологической линии изъяли из аренды у `Прионежского карьера`? Дело в том, что инфраструктуру он получил в аренду из рук государства в лице Госкомимущества. Но правом распоряжаться собственностью обладало государственное предприятие-балансодержатель (не сам фонд имущества). Этим объективно существовавшим противоречием и решил кто-то воспользоваться.
Договор аренды был на законных основаниях расторгнут, и тут же на незаконных основаниях - совершена новая сделка.
Подчеркнем: закон в данном случае был именно нарушен, поскольку государство в лице РФФИ опять распорядилось собственностью, помимо воли госпредприятия-балансодержателя. Но у госпредприятия почему-то не возникло претензий к `Авиапроекту`, и в суд никто не обратился, чтобы оспорить сделку.
ООО `Авиапроект`, как вскоре выяснится, было создано в Москве за несколько месяцев до описанной выше сделки. Учредили его два физических лица, один из которых вложил в дело 100 руб., а второй - 9,9 тыс. руб. Затем новые собственники железнодорожного тупика и ЛЭП учредили уже в Карелии новое предприятие `Онежские карьеры`, которое и стало заявлять свои права на соучастие в производстве щебня.
Либо - деловые партнеры, либо - остановка завода
После того как со стороны `Авиапроекта` были предприняты действия по срыву производства, владелец `Карелнеруда` Вячеслав Смородин встретился с москвичами, пытаясь объясниться. Последние, мало церемонясь, предложили вести бизнес совместно, разделив соответственно и доходы.
Когда В. Смородин стал объяснять им, что только `Карелнеруд` обладает правом добычи щебня в Прионежском карьере и что оборудование работает тут только карелнерудовское, и потому в сотоварищах он не нуждается, москвичи предупредили, что такая неуступчивость может закончиться параличом производства. По их словам, они приобрели за 60 млн руб. входной билет в щебеночный бизнес `Карелнеруда`, и к этому, мол, нужно привыкать.
Когда дробильно-сортировочный завод временно остановился, в ситуацию сразу же вмешалась республиканская власть: 400 человек безработных для маленького поселка - это настоящая катастрофа.
Представители правительства Карелии предложили московским инвесторам, коли они желают заняться щебеночным бизнесом, выбрать любое другое место, тем более что неразработанных карьеров в Карелии хватает. Но отклика не последовало, встреча завершилась безрезультатно.
Правда, уже начавшийся процесс в Арбитражном суде Карелии, инициированный `Карелнерудом`, несколько снял остроту противостояния. Суд постановил не препятствовать производственной деятельности, пока идет процесс разбирательства, то есть `Авиапроект` не имеет права распоряжаться своей собственностью во вред производству.
Предприятие работает. Люди при деле и при зарплате. Договоры поставок щебня потребителям выполняют. Но над всем этим висит дамоклов меч своеволия нового собственника. Впрочем, если строго чтить букву закона, то государство, видимо, вынуждено будет возвратить `Авиапроекту` 60 млн руб., чтобы вернуть себе имущество. А потом, по идее, требуется провести торги, чтобы уж окончательно снять многолетнее противоречие.
Для бизнеса в Карелии это первое такое испытание, исход которого пока не ясен.
СПРАВКА
ООО `Авиапроект`, наделавшее столько шума
в Карелии, было создано в Москве. Учредили его два физлица, один из которых вложил в дело 100 руб., а второй - 9,9 тыс. руб. Затем предприниматели учредили уже в Карелии предприятие `Онежские карьеры`, которое стало претендовать
на имущество другого предприятия |