Экономические специальности по-прежнему являются одними из самых популярных у абитуриентов, хоть и сказано в последние годы немало на тему перепроизводства специалистов по финансам, кредитам и бухгалтерии. Данные рекрутерских компаний, однако, говорят, что особого перепроизводства не наблюдается - спрос есть, и он постоянен. Об этом свидетельствуют представители таких компаний, как Kelly Services, `Анкор`, Neostaff, THI-Selection
Банки и страховщики
поднимают рынок
Значительный спрос на новых сотрудников в последние годы в Петербурге обеспечивают страховой и банковский бизнесы, активно развивающие клиентские сети. Ежегодная потребность в сотрудниках для страховой и банковской розницы оценивается в 6-8 тысяч человек.
Отметим, что за последние годы ситуация на рынке труда для молодых специалистов в финансовом секторе заметно изменилась. Если раньше банки и страховые компании неохотно привлекали на работу молодежь, особенно без опыта работы, то сейчас все практически с точностью до наоборот.
Причина, как уже сказано выше, - активное развитие розницы. Хождение в народ потребовало достаточно быстро сформировать крупные коллективы из активных, амбициозных, легко обучаемых сотрудников - нетрудно догадаться, что этим критериям в наибольшей степени отвечают именно молодые, которым требуется нарабатывать необходимый для развития карьеры опыт.
Для работы на рядовых должностях менеджеров по продажам или по продвижению финансовых продуктов, которые предлагают сегодня многие банки и страховые фирмы, привлекают, главным образом, совсем молодых людей в возрасте 18-25 лет. Двери открыты даже для студентов, правда, в последнем случае явное предпочтение отдается ребятам с заочных или вечерних отделений, имеющим достаточно времени для работы.
Опыт по-прежнему является ключом к успеху, материальным подтверждением тому, как отмечает консультант по подбору персонала компании THI-Selection Елена Сапогова, является то, что уровень заработных плат, предлагаемых выпускникам без опыта работы, как правило, соответствует минимальному уровню заработка в данной должности.
Доучим сами
В последние годы серьезную конкуренцию российским компаниям обеспечивают западные фирмы, в которых уже давно привыкли работать с молодежью, не боятся вкладывать в человеческие ресурсы и имеют собственные программы корпоративного обучения, рассчитанные на новых сотрудников.
Примеру западных компаний постепенно начинают следовать и крупнейшие российские финансовые структуры. Так, своим корпоративным университетом с сентября 2005 года обзавелся Внешторгбанк. Пока образовательное учреждение невелико - первыми слушателями стали 58 специалистов и менеджеров среднего звена, но едва ли первая группа станет последней.
Как сказала старший вице-президент, начальник управления персонала ВТБ Марина Олешек, главными принципами работы университета являются непрерывность и командность обучения, а также возможность гибко менять содержание программ, обеспечивая таким образом гораздо большую, по сравнению с классическим обучением, мобильность.
Новые направления -
новые профессии
Если профессии страхового агента или банковского служащего существовали еще в советские времена, то за последние годы, по мере развития экономики и частного предпринимательства, вузовские программы стали наполняться и новыми, не существовавшими прежде специальностями.
Так, бурный рост корпоративного и частного инвестирования стимулировал и интерес работодателей к таким профессиям, как финансовый аналитик, финансовый менеджер и эксперт по управлению недвижимостью. Еще одна ходовая экономическая специальность - логисты, специалисты по грузоперевозкам. Большинство рекрутеров прогнозируют, что в ближайшие годы потребность в таких специалистах будет только расти, при том что обучение данным профессиям пока можно пройти лишь в нескольких вузах. Скажем, экспертов по недвижимости на сегодня готовят только в двух петербургских вузах - Архитектурно-строительном университете и Политехническом университете, логистике - в Инженерно-экономическом университете и в Университете экономики и финансов.
В число наиболее востребованных, по данным прошлого года, экономических профессий большинство рекрутеров включают также специалистов по управлению персоналом (так называемых hr-менеджеров), маркетологов и менеджеров по продажам.
Последняя профессия, в принципе, является абсолютным хитом всех рыночных лет, однако отношение к ней мало-помалу меняется. Если еще совсем недавно менеджером по продажам могли назвать даже обычного продавца, то сейчас речь идет о грамотном специалисте, обладающем не только практическими навыками, но и познаниями в теории. При этом грамотных менеджеров из одной сферы нередко переманивают в другую - вполне реальны переходы из сферы торговли в сферу услуг, к примеру.
Преимущество в глазах работодателей, как и в прежние годы, имеют выпускники вузов `большой тройки` - Университета экономики и финансов, Инженерно-экономического университета, экономических факультетов Санкт-Петербургского государственного университета. Сейчас набирает обороты на местном рынке экономический факультет Высшей школы экономики.
Чисто российской спецификой - большим количеством вчерашних инженеров, ушедших в бизнес, можно объяснить популярность экономических факультетов ведущих технических вузов, прежде всего - Политехнического университета, Морского технического университета, `Военмеха`.
Еще один стимул - увеличившиеся обороты промышленных предприятий, руководство которых охотно нанимает экономистов, получивших и специализированную подготовку. По словам ректора Санкт-Петербургского государственного технологического института Анатолия Дудырева, в последние годы его вуз не испытывает недостатка в запросах на выпускников экономического профиля. Аналогичные оценки высказывают и другие руководители ведущих петербургских технических вузов.
Кроме того, чем дальше, тем менее консервативными в выборе сотрудников становятся работодатели. Играет свою роль и то обстоятельство, что молодых людей, ищущих работу, в принципе, становится меньше - на сцену выходят родившиеся в период демографического спада, и то, что все активнее начинают проявлять себя выпускники негосударственных вузов, так или иначе меняющих имидж своих альма-матер в лучшую сторону. |