В борьбе за рынок бизнес-школам приходится все больше изобретательности. Хотя, как показывают исследования, рынок делового образования растет, стабильная клиентура и сформировавшиеся запросы пока не сложились, что не может не отражаться на всей системе
С самого начала формирования системы бизнес-образования в России пионеры рынка указывали, что слушатели склонны видеть в дипломах МВА некий универсальный ключ к успеху. Владельцы бизнеса ожидали, что с помощью полученных знаний смогут разрешать любые свои проблемы, наемные менеджеры - что получат возможность `открывать ногами` двери крупнейших мировых корпораций.
Реальность, естественно, оказалась менее радужной. Немалому числу предпринимателей пришлось испытать разочарование, узнав, что основная задача программ МВА - помочь слушателям постичь методику принятия управленческих решений, а конкретные ситуации, задачи, так называемые кейсы, которые разбирают на занятиях, - лишь один из элементов в этом процессе.
Многие работодатели же, столкнувшись с явно завышенными зарплатными и карьерными ожиданиями новоиспеченных `магистров управления`, вообще приобрели стойкую аллергию к аббревиатуре МВА. На таком фоне поток слушателей бизнес-школам обеспечивали крупные компании, для которых наличие в штате определенного количества `магистров` - одно из международных правил игры.
Чтобы привлечь внимание частных клиентов, иным бизнес-школам приходится упражняться в изобретательности. И вот налицо чисто российская тенденция, которая с каждым годом становится все очевиднее: программы МВА становятся специализированными, наряду с классическими вариантами `общий и стратегический менеджмент` появляются особые предложения для маркетологов, финансистов, специалистов по управлению персоналом.
Причина, в принципе, лежит на поверхности - конкуренция за слушателей обостряется, и многие бизнес-школы рассчитывают привлечь внимание специалистов, зацепив их ссылкой на близкую тематику.
Как далеко могут зайти бизнес-школы, делая шаги навстречу клиенту, можно только гадать. По крайней мере, в России не будет ничего удивительного, если появится какая-нибудь спецпрограмма `МВА для экспортеров круглого леса`.
Очевидно также, что подобая эквилибристика - удел чисто российских бизнес-школ, поскольку западные, точнее - их местные филиалы, ограничены международными стандартами, и к тому же на них работает имидж головной организации.
Практика явно диктует спрос, многие из тех, кто решает отдать немалую толику времени учебе, а кроме того, и заплатить за нее из своего кармана, хотят получать реальные знания, которые можно будет применять в повседневных ситуациях.
Здесь самое время вспомнить, что единого стандарта для МВА до сих пор нет и в разных странах под одним и тем же обозначением может скрываться различное содержание. Но в России чаще всего ссылаются на требования Европейской организации по повышению качества бизнес-образования (European Quality Link, EQUAL), в которую наряду с рядом представительств других стран входит и Российская ассоциация бизнес-образования.
Критерии EQUAL предусматривают, что программу МВА можно проводить только по общему деловому администрированию, специализированные же магистерские программы не должны называть МВА.
Так что в будущем ориентированная на клиентов `гибкость` может выйти боком российским бизнес-школам. Уже сейчас исследования показывают, что примерно для половины слушателей одним из решающих факторов при выборе места обучения является репутация последнего. А по мере того как на отечественном рынке утверждаются международные стандарты обучения, одним из важных составляющих репутации бизнес-школы станет аккредитация, проведенная одной из известных международных организаций.
Таковых на сегодня четыре: американская AACSB International (The Association to Advanced Collegiate Schools of Business) и три европейские. Первая - AMBA (Association of MBA) - была учреждена в Великобритании, вторая - EQUIS (European Quality Improvement System) - создана Европейским фондом развития менеджмента со штаб-квартирой в Брюсселе, а третья, ECBE (European Council for Business Education), зарегистрирована в Швейцарии.
На сегодня в России каждая из этих организаций аккредитовала по две-три программы, абсолютное большинство которых является совместными проектами с западными партнерами.
Серьезную претензию на передел рынка бизнес-образования, в том числе и в имиджевом плане, недавно сделало государство. Заявление о том, что в Москве и Петербурге появятся две новые бизнес-школы (при этом если в Петербурге базой должен стать факультет менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, то в столице проект предполагается реализовывать с нуля), уже заставило всерьез задуматься многих игроков.
Впрочем, очевидно, что обе новые бизнес-школы будут с самого начала ориентированы на верхний ценовой сегмент и, скорее всего, будут предлагать самые дорогие программы МВА в России, передел наиболее платежеспособной аудитории так или иначе отразится на всех участниках рынка. А ведь впереди еще, как прогнозируют эксперты, ожидаемое появление в России крупнейших западных бизнес-школ, которые ждут удобного момента для выхода со своими предложениями уже без посредников.
СПРАВКА
Серьезную претензию на передел рынка бизнес-образования недавно сделало государство. В Москве и Петербурге появятся две новые бизнес-школы. Очевидно, что обе новые бизнес-школы будут с самого начала ориентированы на верхний ценовой сегмент и, скорее всего, будут предлагать самые дорогие программы МВА в России |