В выставочном комплексе `Ленэкспо` прошла XI выставка `Государственный заказ Санкт-Петербурга-2006`, в рамках которой состоялось пленарное заседание, посвященное итогам выполнения госзаказа Петербурга в 2005 году и его перспективам на нынешний год. По окончании заседания председатель КЭРППиТ Владимир Бланк провел пресс-конференцию
Итоги
`Госзаказ позволяет сэкономить значительный объем бюджетных средств, сравнимый с объемом дефицита бюджета Петербурга`, - заявил на пресс-конференции Владимир Бланк.
`Сегодня мы не утверждаем, что госзаказ позволяет выбрать самые качественные товары и услуги, но он позволяет выбрать товары и услуги фиксированного качества при оптимальной цене`, - отметил он.
Цифры показывают, что вкладывать в выстраивание системы размещения госзаказа имеет смысл, во-первых, для эффективного распределения бюджета, во-вторых, чтобы размещение госзаказов было справедливым, гласным и способствовало не монополизации, а развитию здоровой конкуренции на рынках Петербурга.
В значительной мере госзаказ решил социальную проблему, о которой говорили еще в начале 2005 года: обеспечение доступа к системе госзаказа социально важных предприятий, созданных обществами слепых, глухих...
Объем средств, размещенных на этих предприятиях, вырос в 6 раз по сравнению с 2004 годом. Также очень важным вопросом был доступ предприятий малого бизнеса к системе госзаказа: количество таких компаний в 2005 году значительно возросло.
В начале 2005 года была провозглашена система поддержки петербургских производителей посредством госзаказа. Для этого была организована система лотов, предполагающая прямую закупку у производителей мяса, молока и другой продукции. При этом экономия бюджетных средств составила 15%, так как продукция от производителя значительно дешевле, чем у посредников.
Кроме того, местные производители были обеспечены существенной загрузкой по поставкам практически всех видов продуктов питания.
Перспективы
До 2006 года обеспечение госзаказа регламентировали несколько нормативных актов, прекративших свое действие с вступлением 01.01.2006 в силу ФЗ `О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд`. Госзаказ, по сути, отражает распределение бюджета для обеспечения города транспортным обслуживанием, услугами образования, здравоохранения, жилищно-коммунального и дорожного хозяйств, безопасности.
В нынешнем году система госзаказа будет действовать по-новому. Существенные изменения коснулись, в частности, его размещения.
Теперь для поставщиков будут проводить аукционы и биржевые торги, с тем чтобы поставщик определялся не в результате длительных квалификаций, а посредством прямого аукциона на снижение цены. Такая мера практически исключит возможность предварительного сговора участников торгов.
Специально для предприятий малого бизнеса в 2006 году будут введены неконкурентные заявки по определенному перечню поставок, когда последние будут осуществляться в режиме закрытого аукциона.
Госзаказ на сумму до 2-3 млн руб. будет размещаться исключительно на тех предприятиях, которые законодательством признаются малыми. Это одновременно и поддержит малое предпринимательство, и позволит таким предприятиям показать себя на рынке с лучшей стороны.
В 2006 году по всем направлениям начнет работу система типовой документации, существенно сокращающая документооборот, делающая конкурс более прозрачным и понятным для поставщиков и госструктур.
В этом же году заработает федеральный информационный ресурс, который будет называться `Реестр недобросовестных поставщиков`. Тех поставщиков, которые не исполнили надлежащим образом свои обязательства по госзакупкам, будут централизованно вносить в этот реестр и лишать права в течение двух лет участвовать в госзаказе.
Некоторые из внесенных в закон изменений, по словам В. Бланка, требуют доработок. Например, в новом законе полностью устранена квалификация, тем самым риски, связанные с размещением заказа у того или иного поставщика, стали выше.
`В ближайшее время, - заявил Владимир Бланк, - будут внесены изменения в типовую документацию, с тем чтобы поставщик шел на конкурс с гарантией выполнения контракта, которую должны выдавать либо банк, либо страховая компания. Это, с одной стороны, позволит избежать злоупотреблений на этапе подачи заявки, с другой - повысит ответственность поставщиков за исполнение госзаказа`.
Эффективность системы госзаказа в цифрах
Год Объем госзаказа Объем экономии
бюджетных средств
2003 55 млрд руб. 286 млн руб.
2004 49 млрд руб. 2 млрд 72 млн руб.
2005 70 млрд руб. 3 млрд 600 млн руб.
СПРАВКА
В Петербурге в 2006 году сумма государственного заказа превысит 90 млрд руб. |