Удорожание земли в центре Петербурга, как ожидают, создаст условия для вытеснения части производств на окраины. Однако непродуманная реформа земельной политики может их просто разорить
Сегодня 2,4 тыс. га территории в центре занято нежилыми объектами. Из них зоны плотной промышленной застройки составляют не менее 715 га. По Генплану через 20 лет из центра могут вытеснить до 75% промпредприятий, на месте которых разрешено создавать общественно-деловые зоны. Вместо этого под промышленную застройку выделят вдвое больше участков во внешнем поясе города и в районе КАД.
Начальник управления недвижимости ОАО `Арсенал` Константин Логинов на одном из `круглых столов` предупредил, что в таком радикальном варианте земельная реформа может обернуться ликвидацией некоторых предприятий. Многие из них готовы переехать в пригород, но лишь тогда, когда наступит пора коренной модернизации производства (вероятно, дешевле будет завозить новое оборудование не в старые цеха, а на новые площадки). Надо только, чтобы участки были инженерно подготовлены. Насколько осуществимо это предложение?
Обратимся за опытом столицы, где аналогичные процессы начались значительно раньше.
В Москве выселяют,
но не всех
В правительстве Москвы подчеркивают, что не составляли никаких списков по перебазированию компаний. Однако с теми, у кого из-за земельной политики возникают финансовые проблемы, ведут переговоры, как им переселиться в другие зоны. Уже определена специализация одной из таких зон - металлообработка и машиностроение. Под проект `Пром-Сити Москва-Север` отводят 108 га.
Судя по тому, как заводы `Красный Октябрь` и `Кусковский химзавод` готовятся к перебазированию, происходит это как раз по той схеме, которую предлагали в ОАО `Арсенал`.
Есть разные варианты переселения. Скажем, освобождающиеся участки передают на баланс правительства Москвы. Или компенсации на переезд соглашается выделить инвестор. Часть заводов переселяется сама. А многие с этим, впрочем, и не спешат: правительство Москвы дает земельные льготы тем, кто инвестирует средства в создание экологически чистых производств и освобождает излишки городской земли.
В перспективе намечено создать новую модель промышленной деятельности столицы, которая предусматривает развитие промзон с таким расчетом, что их общее количество и площади, по сравнению с нынешними, уменьшатся, а промышленный потенциал, наоборот, возрастет. Иными словами, в правительстве будут стимулировать то производство, которое создает больше выручки на одного работника.
В Петербурге
поблажек не будет
В Петербурге, судя по проекту расчетов земельных платежей и арендной платы с учетом кадастровой оценки земли, а также оценки чиновников Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города (КЗРЗ), нет четких критериев, какому предприятию дадут поблажку, а какому придется платить наравне со всеми. Потому что, как намекнул председатель КЗРЗ Дмитрий Гордо, пока добровольно готовы на переезд из центра лишь немногие заводы.
Этим установкам готовы следовать в Городском управлении инвентаризации и оценки недвижимости
(ГУИОН). Начальник управления Дмитрий Куракин, в частности, заявил, что новая методика расчетов ставок должна изменить земельный рынок и сделать его привлекательнее для инвестиций. Это и закладывают в основу электронной геоинформационной системы и математической модели расчетов.
Итак, предпринимателям, которые недавно обратили внимание правительства Петербурга на то, что зачем, мол, выкупать землю, если арендовать ее дешевле, сказали спасибо и учли критику. Не хотите, дескать, по-хорошему выкупать земли - повысим на нее арендную плату.
Кому могут снизить
плату за землю?
Тем, кому участки достались исторически. Однако если предприятие намерено передать свои земли для иного использования, у него могут возникнуть проблемы.
Действительно, есть тревожные примеры. Скажем, в КУГИ взялись судиться с ООО `Максидом`, заставляя его снести один из торговых комплексов, потому что он возведен на земле, предоставленной в бессрочное пользование Санкт-Петербургскому государственному морскому техническому университету. `Корабелка` продала излишки территории `Максидому`, но чиновники сочли, что участок теперь используют не по целевому назначению.
По такому принципу могут действовать и по отношению к любому другому владельцу магазина или бизнес-центра. Могут заморозить и уже начатое возведение жилого дома, если его возводят на земле, которая не предназначена для такой застройки. А в ГУИОН хотят ввести повышающий коэффициент арендной платы для собственников временных и непрофильных объектов, которых не удастся выселить другими способами.
В ГУИОН также настаивают на том, чтобы ко всем кандидатам на переселение применять повышающие коэффициенты арендных ставок на землю. Вне связи с экономическими показателями их работы, с экологическими параметрами. А это значит: приглянется территория завода рейдерам - и его могут начать душить налогами. Причем совершенно легально.
Заметим, что фактор экологической безопасности в Петербурге при оценке земель практически не учитывают. Скажем, предприятия могут быть лишены льгот, которыми они пользовались, если на их территории располагались зеленые насаждения. В ГУИОН полагают: мол, это только способ увиливать от платежей. Заодно можно заставить платить и за землю под прачечную спецодежды так же, как и за участок под торговым центром, а за заводскую столовую - как за ресторан.
К чему приведут поборы
Во-первых, к ухудшению экологической обстановки в центре Петербурга. Во-вторых, к обострению проблемы неплатежей предприятий в городской бюджет.
В-третьих, к сокращению рабочих мест.
Между тем в КУГИ и КЭРППиТ обещали, что политика Петербурга будет направлена на стабилизацию использования земельного фонда в интересах экономики города. Все это наводит на мысль о том, что земельная реформа заслуживает более тщательного анализа.
Выкуп земли
в Петербурге
2004 г. 2005 г.
Выкуплено
участков, шт. 108 470
Площадь, га 109 1139
Источник - Фонд имущества Петербурга
СПРАВКА
В Москве предприятиям добиться снижения платы за инфраструктуру помогают в управлении правительства Москвы по экономической безопасности города, в НП `Стратегия защиты`, оперативном штабе по координации работы промпредприятий и рабочей группе `Недружественные поглощения`. Можно обратиться и в совет по антикризисным программам, где помогли финансовому оздоровлению более 80 предприятий. При участии властей столицы пресечено 11 попыток захвата, восстановлены права законных собственников 5 предприятий. Эта работа тесно увязана с планами по поддержке московских предпринимателей. И земельная политика - один из инструментов |