Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил, что сроки реализации четырех национальных программ срываются, при их выполнении допускают формализм, нарушают административную дисциплину, в муниципалитетах уклоняются от выделения земли под ипотечное строительство. По его словам, `земля в городах остается источником наживы государственных служащих`
Главы территорий после этого собрали местные координационные советы по реализации национальных программ и проставили оценки.
Власти к консенсусу
не пришли
Там, где существует внутрирегиональная конфронтация власти, оценивали программы в унисон центру. Например, координационный совет при администрации Псковской области, возглавляемый губернатором Михаил Кузнецовым, признал неудовлетворительной работу администрации Пскова (противостояние действующего губернатора и мэра достигло такой же напряженности, как и в пору, когда областью руководил Евгений Михайлов).
По предложению Михаила Кузнецова в резолюции совета отметили, что `мэр Михаил Хоронен игнорирует выполнение национальных программ`. Причиной строгой формулировки стало то, что мэр не явился на областной координационный совет и задержал положенные по программе `Образование` выплаты учителям школ.
В целом же, как отметил совет, `две основные для Псковской области` национальные программы `Здравоохранение` и `Образование` выполняются в свете поставленных правительством задач.
Губернатор выиграл
во времени?
Губернатор позаботился не только о положенных выплатах врачам, медсестрам и учителям, но и о выделении нескольких десятков малогабаритных автобусов марки `ПАЗ` для перевозки сельских школьников, что принципиально важно, если учесть физический износ малочисленного автопарка в районах. `ПАЗы` передали на баланс районных пассажирских автопредприятий. Они будут перевозить школьников в указанные часы, а после - работать как рейсовые.
Губернаторская инициатива сработала на опережение, до старта национальных программ. Остается надеяться, что `ПАЗы` не забуксуют на проселках, ведь они не внедорожники...
Павловский автобусный завод в Нижегородской области, несмотря ни на что, сумел сохранить профильное производство. Однако ни для кого не секрет, что через год эксплуатации корпус автобусов ржавеет на сварных стыках. Не отличаются они интерьером, нет современной системы безопасности. Но в сельской глубинке и таким рады.
Никто не оспаривает факт целесообразности приобретения школьных автобусов. Но, приобретая их по сходной цене, задумывались ли о ресурсе пробега, тем более при полной загрузке? Отрапортовать правительству о выполнении национального приоритета - это одно, а выстроить систему транспортного обеспечения районов, независимо от сиюминутных приоритетов, - совсем другое.
Местные производители
молчат
Автобусы обошлись бы дешевле, поставляй их не ПАЗ, а `Псковавто` - местный автосборочный завод, которого сегодня нет. Ликвидации его способствовали приватизация и псковские административные распри.
До 2005 года в малых объемах завод еще выпускал специальные автобусы для внедорожных перевозок, в частности для сельских школ, учреждений МВД, МЧС, больниц. Комплектация - такая же, как и у `ПАЗа`, а по дизайну и безопасности ближе к `Газели`. Сейчас в цехах ОАО `Псковавто` делают металлические двери, торгуют стройматериалами. И только отпочковавшийся от завода цех в статусе ООО `Агик` выпускает электронные переключатели для западных автомобилей по контракту.
ОАО `АВАР`, абсолютно обособленный завод, производит автоэлектроарматуру тоже под западные заказы, ОАО `Автоспецоборудование` - ремонтную автотехнику. В феврале ЗАО `Псковсинтезнефть`, владеющее имуществом крупнейшего в Псковской области завода ВПК `Плескава` (радиодеталей), презентовало в одном из его цехов `Завод автомобильных компонентов`.
Предприниматель А. Букин, экспериментировавший до этого в торговле шинами, запчастями, производстве тарных ящиков на экспорт и временном хранении грузов, теперь совместно с датским партнером в цехе наукоемкого завода начал производить автокрепеж - различные соединительные патрубки, к примеру штуцеры.
В бизнес
вмешиваться нельзя!
Чиновники, курирующие промышленность области, ссылаются на то, что федеральные законы не позволяют вмешиваться в деятельность частных предприятий. Но даже если госслужащие не собирают оперативную промышленную отчетность, за комитетами местных администраций сохранилась функция регулирования местной экономики, чтобы предприниматели, за бесценок приобретшие завод, производили товар, выгодный не только для них, но и для территории, из бюджета которой финансируют образование и здравоохранение.
Время `абы как`, по всей видимости, проходит. Федеральная власть выстраивает логичную политику в промышленной сфере, результаты которой очевидны уже в ряде регионов. Псковские власти, неформально связанные с производством (входят в советы директоров, имеют фирмы), формально дистанцируются от него. Вот и получается: автокомпонентами в области занимаются многие, а собрать автобус для села некому.
Приоритеты каждый
выбирает сам
Пять лет назад мэр Ю. Лужков запретил правительству Москвы закупать импортные изделия за счет городского бюджета, если аналогичные товары производят в столице. По его поручению департамент промышленной политики составил каталог изделий, выпускаемых промышленностью Москвы и необходимых для нужд городского хозяйства с целью эффективного использования горбюджета и защиты местных товаропроизводителей.
Регулировать можно не только импортные закупки, но и отечественный бизнес, если он тормозит развитие территориальной промышленности.
Неказистые автобусы Павловского завода выручили школьников и жителей псковских сел. Российский, и особенно местный, бизнес мог бы послужить и при реализации двух других национальных программ - агропромышленной и жилищного строительства. Но псковская власть пока относит к своим приоритетам только `Образование` и `Здравоохранение`. Возможно, в них ниже риск пробуксовки?.. |