Издательская деятельность - все-таки особый вид предпринимательства, связанный со специфическим товаром, выполняющим социальную функцию и имеющим широкий общественный резонанс.
Однако в последнее время чиновники нередко относятся к СМИ так же, как и к другим предприятиям: растут доходы - значит надо увеличивать поборы. Ярче всего это было продемонстрировано, например, в Петербурге при реорганизации системы ларьков: на остановках общественного транспорта власти намерены запретить торговать и жвачкой, и печатными изданиями.
Место ларьков занимают рекламные носители: благодаря их эксплуатации город надеется извлечь гораздо больше прибыли, чем мог бы получить от реализации газет и журналов.
Не опасаются ли в связи с этим издатели ухудшения условий для ведения своего бизнеса? Не получится ли в итоге банальный результат: хотели как лучше, а получилось как всегда?
На эти вопросы корреспонденту `ЭВ` Андрею Лазареву ответили представители Ассоциации издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада.
Президент НП `Ассоциация издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада`, генеральный директор издательского холдинга РИА `Ленинград` - `Пронто-Петербург` Александр Евсеев:
- Что касается льгот, то независимые печатные издания практически их лишены. Защитить свои интересы издатели могут, на мой взгляд, в первую очередь, делая свой бизнес прозрачным. Те предприятия, где исправно платят налоги, должны иметь, по крайней мере, преимущества перед теми, кто уводит часть своих доходов в `тень`. И это, кстати, дает основания независимым издателям поинтересоваться, как используют бюджетные средства в РФ для проведения госполитики в СМИ, которые контролирует власть. Госполитика - одно, а интересы отдельных чиновников - другое. К сожалению, между этими понятиями нередко ставят знак равенства.
Главный редактор ООО `ИД `Шанс` Сергей Грачев:
- Конечно же у издателей есть опасения по поводу того, в каких инфраструктурных условиях им придется работать. Складывается такое впечатление, что чиновников сейчас заботит одно - выстроить крепкую вертикаль власти. Скоро этот процесс завершат. И что тогда? Увы, государство мало заботится о социальном обеспечении граждан. И очень не любит тех, кто ему напоминает об этом. Вот почему важно отстроить и укрепить все институты гражданского общества. В ЕС давно уже решили эти проблемы. Должны двигаться в том же направлении и в России. Необходимо, чтобы на рынке СМИ никому ничего не передавали под столом. Если власть хочет поддержать те или иные издания, пусть использует легальные пути. Пусть СМИ развиваются в равных условиях. А читатели за них сами проголосуют - своим кошельком.
Директор ООО `Фирма `Курьер` Владимир Ковалев:
- Наша фирма проделала такой же путь, как и многие другие компании в самых разных отраслях. Начинали с нуля. А сегодня являемся собственниками земли и средств производства. И хотим одного: чтобы власть не усложняла правила игры на рынке. Это всегда оборачивается дополнительными административными барьерами для бизнеса. Главное - не мешать ему развиваться. Единственная гарантия независимости СМИ - их финансовая самостоятельность. А потом, знаете ли, у прессы могут всегда найтись поводы для конфликтов с властью: ведь она нередко критикует ее. И вырабатывается привычка постоянно бороться за свои права...
Генеральный директор - главный редактор ОАО `Издательский дом `Санкт-Петербургские ведомости` Сергей Слободской:
- По нам - таким СМИ, как наше издание, чиновникам сложно ударить: мы платим налоги в таком же объеме, как и магазины. Только, в отличие от многих ларьков и лавок, мы показываем прибыль, не скрываем свою финансовую деятельность. На рынке СМИ надо, как и в любом другом бизнесе, стремиться увеличить доходы. Ведь издатель вкладывает основную прибыль в развитие, потому что от этого зависит качество той информации, которую получает потребитель. Это влияет на тиражи, на эффективность СМИ. |