В последнее время российские СМИ перестают быть сугубо инфомационно-политическим и социальным ресурсом и становятся полноправной частью экономики. На это обращают внимание зарубежные консультанты инвесторов.
Рынок отечественных СМИ признан одним из наиболее динамично развивающихся. Его оборот в 2005 году оценивают не менее чем в $8 млрд. Причем более $5 млрд - поступления от рекламы. И это хорошо: бизнес в этой сфере становится доходным, а не дотируемым из казны.
К тому же региональные рынки рекламы растут интенсивнее, чем в столице. На это обратили внимание учредители некоммерческого партнерства `Ассоциация издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада` на пресс-конференции, которая состоялась на прошлой неделе в Петербургской торгово-промышленной палате.
Понятно, что в подобных ассоциациях объединяются конкуренты. В таких условиях альянс предполагает взаимное доверие, равноправие и открытость для всех участников рынка. Учредители ассоциации издателей готовы к контактам со всеми другими союзами: журналистов, распространителей СМИ, полиграфистов. Предполагается аналогичный подход и к диалогу с властями.
На пресс-конференции завкафедрой факультета журналистики СПбГУ Дмитрий Гавра отметил, что в субъектах РФ существует особый рынок потребления печатной информации, который отличает высокая степень недоверия населения к федеральным СМИ. По-видимому, именно это подталкивает к росту сегмент региональных изданий: людей все больше волнуют местные события, влияющие на их жизнь, а не столичные сплетни.
Именно потому в региональные СМИ в ближайшей перспективе ожидают вливания дополнительных инвестиций, в том числе - зарубежных. И это, безусловно, повлияет на дальнейший ход диверсификации рынка СМИ. Подобные этапы, кстати, уже прошли в западных странах.
Правда, в РФ эти процессы, по-видимому, будут обладать своей спецификой - с учетом той роли, которую играет в РФ Москва как финансовый центр. Также нельзя сбрасывать со счетов, что федеральные СМИ, ТВ и русский язык входят в набор инструментов, которыми скрепляют гражданское общество в РФ.
Рынок СМИ постоянно меняется. У одних изданий падают тиражи. Другие не выдерживают конкуренции и выбывают с рынка. А третьи находят новые ниши для развития. Тем не менее при всей непохожести судеб газет и журналов всех издателей одинаково беспокоит общая ситуация в РФ, когда многие потребители ищут альтернативные каналы получения информации или переключаются на продукты развлекательной индустрии. Как результат - многие отучиваются читать и думать. Это относится уже не только к печатным СМИ, но и к книгам: 52% населения книг не покупают, а 37% их не читают вообще. Россия перестала быть самой читающей страной мира.
Угроза для будущего страны разрослась настолько, что федеральные власти наконец решили действовать. Предложен ряд поправок в законы, регламентирующие деятельность СМИ, оборот печатной продукции и рынка рекламы. Федеральной антимонопольной службе поручено разобраться, почему так выросли тарифы почтовой связи на доставку периодики. Ведь это - одна из причин падения спроса на подписку. Наконец, предложено объявить 2007-й национальным годом чтения.
СПРАВКА
Некоммерческое партнерство `Ассоциация издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада` создано в сентябре 2005 года. Объединяет 14 издательских компаний Северо-Запада, брэнды изданий которых хорошо известны: среди них - региональные выпуски газет `Аргументы и факты`, `Известия`, `Комсомольская правда`, `Советский спорт`, `Из рук в руки`, а также газеты `Санкт-Петербургские ведомости`, `Час Пик`, `Санкт-Петербургский курьер`, `Реклама-Шанс`, `Панорама TV`, `Петровский курьер`, дайджест прессы `24 часа`, журналы `Город`, `Бюллетень недвижимости`. Всего более 40 изданий с общим оборотом, превышающим 2 млрд руб. в год, и персоналом в 1,5 тыс. человек. Суммарный тираж газет и журналов - 4,5 млн экз.
Некоммерческое партнерство входит во Всемирную издательскую ассоциацию. |