Если бы количеством публичных мероприятий измерялся успех того или иного дела, ипотечный рынок в России рос бы темпами, опережающими скачки фондовых индексов. Число конференций, `круглых столов` и семинаров по ипотеке - огромно, реальные же достижения скромны
Ситуация вполне подходит под одну из классических схем: `предложение опережает спрос`. Бизнес ипотекой заинтересовался всерьез. В течение последних двух лет ипотечные программы появились практически у всех банков, работающих на розничном рынке. Агентства недвижимости все чаще создают свои кредитные `дочки`, компании-посредники между покупателем и продавцом жилья. Да и избалованные наличными платежами строители в последнее время стали куда сговорчивее.
Проблема осталась одна - клиенты. Психологически, быть может, народ до жилищных кредитов уже дозрел, натренировавшись на покупке бытовой техники и автомобилей. Сложность в том, что одно дело - занять пару сотен на новый телевизор или пару тысяч на машину, совсем другое - пятизначную сумму тех же `у.е.` на жилье.
Стандартная однокомнатная квартира в Петербурге стоит $40-45 тыс., двухкомнатная - $50-60 тыс. Позволить себе такие покупки, если исходить из усредненных существующих условий ипотечного кредитования, могут граждане с месячным семейным доходом от $1 тыс. и выше при наличии стартового взноса в $12-15 тыс. в первом случае и $15-20 тыс. во втором.
Статистика говорит, что средний заработок петербуржца пока не превысил $400, соответственно, вопрос о массовой доступности ипотеки как был открытым, так и остается таковым. Даже с учетом все никак не желающих побелеть `серых` зарплат. Просвещенный россиянин ныне все внимательнее поглядывает на Европу, в том числе и на недавние наши территории - страны Балтии, где ипотечная ставка уверенно держится на уровне менее 5% годовых. После чего никак не хочет соглашаться на предлагаемые в наших краях 13-15% годовых.
Нет, рынок жилищных кредитов, конечно, растет, по данным городской администрации, в 2006 году он даже может увеличиться вдвое, по сравнению с 2005-м. Но если перевести обобщающие показатели в конкретные семьи, решившие свой квартирный вопрос, окажется, что действительно массовой услугой ипотека пока не стала. Те 3500-4000 кредитов, которые планируют выдать в 2006 году, выглядят не слишком внушительно на фоне нескольких сотен тысяч семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Впрочем, дешевая ипотека тоже не станет ключом к решению квартирного вопроса: стимулирование спроса даст желанный результат лишь в том случае, если будет подкреплено адекватным предложением. Пока же предложение нового жилья постепенно снижается на фоне упавшего спроса. Вечным этот процесс, разумеется, не будет, но как скоро удастся найти устраивающий всех: и покупателей, и финансистов, и строителей - выход, едва ли кто-нибудь знает. |