Прогнозы развития народного хозяйства на Северо-Западе РФ в 2006 году во многом поставлены в зависимость от двух обстоятельств: когда Россия сможет вступить в ВТО, и на что направят средства Стабфонда в 2006-2007 гг.
Различные мнения по этим вопросам заставляют делать противоречивые выводы. В 2005 году в Правительстве РФ демонстрировали намерение влиться в ряды ВТО, но стратегия ведения переговоров указывала на нежелание форсировать события. А вот в феврале 2006-го сработала какая-то скрытая пружина и в РФ вышли на завершающий этап процесса.
Одно из объяснений - прорыв в отношениях с США: американцы впускают на свой рынок российские топливные компании. Взамен - сотрудничество с США в разработке одного из крупных месторождений углеводородов в РФ (например Штокмановского), ориентированного на американский рынок. Проект, скорее всего, реализуют с участием ОАО `Газпром`, а документы могут подписать в марте-апреле 2006-го.
Подобный альянс способен дать дополнительный импульс региональному машиностроению. Но если это приведет к ускоренному вступлению РФ в ВТО, то в целом темпы развития промышленности и сельского хозяйства могут сократиться: отечественные производители еще не успеют подготовиться к новым рыночным условиям.
Между тем российская экономика и без того развивается медленнее, чем следовало бы для решения поставленной Президентом РФ задачи удвоить ВВП. И только рост бюджетных доходов позволяет определенному кругу предприятий привлекать дополнительные инвестиции в модернизацию производства. Те, кто в него не входит, вынуждены барахтаться в волнах российского рынка сами, ощущая острый дефицит средств. Ведь государство не очень-то озабочено развитием инфраструктуры бизнеса. А значит, эта нагрузка ложится на предпринимателей.
В целом рост ВВП РФ был обеспечен в 2005 году в основном за счет сектора торговли и услуг (+12,3% к 2004-му), а также операций с недвижимостью (+9,6%), то есть в тех секторах экономики, вклад которых в создание рабочих мест невелик и не приводит к укреплению позиций отечественных предпринимателей. И рост на обрабатывающих производствах оказался невелик (+4,4%).
Северо-Запад и Петербург не стали исключением. Если верить `Петростату`, промышленное производство в Петербурге увеличилось всего на 4,2%, а в обрабатывающем секторе и того меньше (+3,9%). При этом, по данным правительства города, бюджет Петербурга увеличился на 42,9%. Однако пока все дополнительные поступления Петербурга уходят на латание тех прорех в городском хозяйстве, которые образовались в нем за долгие годы. Финансов для стимулирования развития промышленного комплекса Петербурга недостаточно.
Вот почему все настойчивее звучат просьбы предпринимателей `распечатать` Стабилизационный фонд. Вопрос в том, когда их удовлетворят. Ряд аналитиков полагает, что первые шаги в этом направлении сделают к концу 2006-го. Другие уверены, что даже при стабильно высоких ценах на нефть это произойдет только в предвыборную кампанию. Но если такой подарок совпадет со временем вступления РФ в ВТО, то для многих он может оказаться запоздалым.
Год 2006-й может быть не лучше 2005-го. А с точки зрения инвестиционных рисков в российскую экономику даже хуже. Ведь поправки в законодательство РФ (в частности, те, что ведут к изменениям в работе таможни и порядка уплаты НДС, - по факту доставки товаров, а не с момента оплаты их покупателями) ставят дополнительные барьеры в сфере торговли. Намерения, как всегда, благие. Но косвенно новшества способны снизить ликвидность активов российских предприятий, а следовательно, усложнить им доступ к кредитам.
Государство явно будет и в дальнейшем поощрять вертикальную интеграцию компаний. Этому будет способствовать и Закон об акционерных обществах, который в финансовых кругах уже окрестили законом о вытеснении акционеров-миноритариев.
Ожидается, что в дальнейшем рамки процедур, препятствующих поглощениям и способствующих объединениям предприятий в группы, сузят еще больше. Из-за этого также может пострадать малый и средний бизнес.
Динамика оборота
и инвестиций в России,
% к предыдущему году
2004 г. 2005 г. 2006 г.*
Реальный ВВП 7,1 6,4 6,2
Промышленность 6,1 4,0 4,3
Инвестиции 10,8 10,5 9,0
* Прогноз
Источник - `Росстат` |