Все большую актуальность приобретает проблема правового регулирования поглощений юридических лиц. В соответствии с Указом Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 поглощением одного предприятия другим признается приобретение последним контрольного пакета акций первого. При этом поглощающее предприятие признается холдинговой компанией, а поглощаемое - ее дочерним предприятием.
Как правило, приобретение пакета акций хозяйственного общества является только началом процесса поглощения этого общества. В случае консолидации достаточного пакета акций в одних руках второй целью, как правило, является смена менеджмента поглощаемого общества, в том числе единоличного исполнительного органа - генерального директора.
По инициативе ФНС РФ прекращение полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества и избрание нового генерального директора должны быть обусловлены не получением простого большинства голосов на общем собрании акционеров, как того требует Закон `Об акционерных обществах`, а скорее хорошими отношениями с бывшим генеральным директором.
То есть в соответствии с Письмом ФНС РФ от 26.10.2004 N 09-0-10/4223@ заявление в регистрирующий орган о смене единоличного исполнительного органа управления должен подписывать не новый легитимно избранный директор, а бывший директор общества, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
В случае если заявление о смене генерального директора общества, поданное в налоговый орган, подписано новым легитимно избранным директором, налоговый орган отказывает в регистрации. При этом государственная пошлина за рассмотрение заявления не возвращается, а само общество впоследствии может быть привлечено к административной ответственности за непредставление сведений.
Закрепляя данное требование, налоговая служба посчитала, что данный способ будет эффективным методом борьбы `с участившимися случаями захвата предприятий` (Письмо ФНС РФ от 26.10.2004 N 09-0-10/4223@).
Вместе с тем такое требование налогового органа не соответствует Закону `О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей` от 08.08.2001 N 129-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 19.07.2002 N 439, противоречит Гражданскому кодексу РФ и Закону `Об акционерных обществах` от 26.12.1995 N 208-ФЗ, а также нарушает права и законные интересы юридических лиц на осуществление хозяйственной деятельности по двум нижеследующим основаниям:
1. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона `О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей` от 08.08.2001 N 129-ФЗ при смене руководителя в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме Р14001. В силу ч. 4 ст. 9 вышеназванного закона регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных названным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона `О государственной регистрации юридических лиц` требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством РФ. Указанные требования утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (в редакции постановлений Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 и от 26.02.2004 N 110).
Форма заявления Р14001, утвержденная этим постановлением, не содержит требования о подписании такого заявления лицом, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, т. е. бывшим генеральным директором.
Таким образом, решение инспекции не соответствует Закону `О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей` от 08.08.2001
N 129-ФЗ и постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
2. В соответствии со ст. 53 ГК дееспособность юридического лица реализуется через его органы. В соответствии со ст. 40 Закона `Об обществах с ограниченной ответственностью` от 08.02.1998 N 14-ФЗ генеральный директор как исполнительный орган юридического лица приобретает свой статус в силу его назначения (избрания).
На момент подачи заявления Р14001 лицо, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, т. е. бывший генеральный директор, уже не является единоличным исполнительным органом юридического лица и потому не имеет полномочий действовать от имени последнего, в том числе подписывать и подавать какие-либо заявления или уведомления.
Таким образом, требования ФНС РФ о том, чтобы бывший генеральный директор юридического лица подписал от имени последнего заявление Р14001, противоречат Гражданскому кодексу РФ и Закону `Об обществах с ограниченной ответственностью` от 08.02.1998 N 14-ФЗ, а также нарушают права и законные интересы заявителя на осуществление предпринимательской деятельности.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что позитивная цель инициативы ФНС РФ по блокированию недружественных поглощений юридических лиц реализована способом, который не соответствует нормам действующего законодательства РФ. |