Гонконг обслуживает до четверти внешнеторговых грузопотоков Китая. Через Петербургский транспортный узел следуют до 20% экспорта и 35% импорта Российской Федерации. Это ставит перед властями двух мегаполисов схожие логистические задачи.
О том, как их решают китайцы, рассказал региональный директор по Западной Европе совета по развитию торговли Гонконга Лоренс Уипп
- В Петербурге вырабатывают новую концепцию транспортно-логистического развития, чтобы увеличить поступления от операций, сопутствующих грузоперевозкам. А какой стратегией руководствуются в этом плане власти Гонконга?
- В развитии Гоконга выделены три сферы приоритетных направлений развития: финансовые услуги, логистика и девелопмент. В первом разделе объединены задачи, связанные с созданием благоприятных условий для биржевой, банковской и выставочной деятельности. Во втором - для совершенствования производственной и транспортной логистики.
В третьем разделе - все крупные инфраструктурные проекты, включая те, что связаны с инновациями и коммерциализацией научных разработок.
Как видите, транспортная политика рассматривается как часть общей стратегии развития Гонконга - города-хаба, где расположен мощный транспортный узел, в составе которого морской порт с грузооборотом в сотни миллионов тонн и аэропорты, где обрабатывают 40,7 млн тонн грузов.
Гонконг - внешнеторговые ворота в Китай с простой системой налогообложения: 17,5% - налог с оборота предприятий и 8-16% - на заработную плату физических лиц. В мегаполисе зарегистрировано 26 тысяч представительств компаний со всего мира и 60 тысяч предприятий. Их персонал - около 12 млн человек при общем населении Гонконга в 7 млн человек. Это означает, что часть цехов многих фирм размещена в регионах КНР, где дешевая рабочая сила стимулирует к производству основных товаров. В Гонконге же выгодно создавать добавочный продукт.
Подобная схема организации экономики делает нецелесообразным создание какой-то особой политики в сфере транспорта: процесс перевозок сегодня трудно отделить от производственной логистики. Иной подход создает дополнительные административные барьеры для предпринимателей.
Гонконг открыт для любого вида бизнеса, в том числе связанного с обслуживанием товаропотоков. Для всех правила игры простые и понятные: достаточно зарегистрировать офис в Гонконге.
При успешной работе через три года после регистрации иностранная фирма получает статус поставщика услуг в КНР по ряду укрупненных направлений, среди которых - логистика. Это дает льготы при продвижении товаров и услуг на рынке Китая.
Если же говорить о развитии инфраструктуры, то и здесь производственные и транспортные проекты взаимосвязаны. Предприниматели получают удобные для них площадки для размещения бизнеса. А если становится тесно, возникают пробки на дорогах - значит пора строить многоуровневые транспортные развязки.
Налоговые поступления Гонконга оценивают в $30 млрд. Разумеется, этого недостаточно для реализации крупных транспортных программ. Немало средств вкладывает КНР.
- А сколько российских компаний открыли свои представительства в Гонконге?
- Их пока немного - 502. Среди них - крупнейшая в России судоходная компания `Совмортранс`. Замечу, что целый ряд международных операторов транспортного рынка имеет свои представительства как в Гонконге, так и в Петербурге. Например, у компании OOCL в городе на Неве расположен основной офис в РФ.
В 2005 году зафиксировано резкое увеличение числа новых представительств (+17,5% к 2004-му). Ожидается, что в 2006-м эта тенденция сохранится. Импорт российских товаров в прошлом году, правда, сократился до $450 млн (-6,7% к 2004-му), однако за счет экспорта суммарный товарооборот вырос до $952 млн (+4,6%). |