Борьба за качество моторного топлива на российском рынке оборачивается войной производителей присадок, которые меняют свойства горючего
Это еще раз подтвердила дискуссия, развернувшаяся на `круглом столе` в ИД `Шанс`. Основная проблема в том, что, как заметил президент НП `Нефтяной клуб` Олег Ашихмин, все топливо ввозят на такой рынок, как, например, петербургский, вроде бы абсолютно законно. Но это не значит, что в баки машин попадет горючее, от которого двигатель потом не будет чихать.
Продавцы обычно информировали лишь об отдельных параметрах топлива, но не о способах достижения конечного результата. То ли на него повлияла заводская переработка, то ли подмешивание в низкосортный бензин веществ, увеличивающих его октановое число. Причем этим могли заниматься в гараже или на нефтебазе какой-нибудь воинской части в глубинке. Трейдеры не ограничены в творчестве по улучшению топлива своими добавками. Такой ситуации свойственна разноголосица при оценке качества продаваемого в Петербурге горючего. Эксперты могут давать противоречивые оценки.
Не пойман - не вор
Владельцам автомашин уличить трейдеров в продаже некачественного топлива, как считают в `Центре независимой потребительской экспертизы`, сложно еще и потому, что чек АЗС на покупку топлива - сам по себе не доказательство. Топливо легко слить и заменить. Наконец, от заявления претензии до проверки АЗС проходит много времени. А значит, там успеют сменить содержимое хранилища.
При опросах трейдеров выяснилось, что на качество топлива также влияет оборудование АЗС: бензин привозят очищенный и кондиционный, но при перекачке из хранилища в заправочные автоматы и оттуда в баки машин в него могут попасть примеси, вода. Использование устаревшего оборудования, как ни странно, оказывается выгодным: можно продавать разбавленное топливо. А иногда техническими неисправностями успешно прикрывают и откровенное воровство.
Тайные добавки
в бензобаке
Какие они бывают? Как уже говорилось, мелкие трейдеры чаще всего с их помощью влияют на тепловую мощность топлива. В частности, изменяют октановое число бензина. Дешевое топливо может сойти за дорогое.
В крупных компаниях не любят раскрывать, для чего на самом деле служат их фирменные рецептуры. Обычно клиентам говорят, что присадки служат иным целям: уменьшают выхлопы вредных веществ в атмосферу, нейтрализуют воду, которая случайно попала в бензобак, защищают от преждевременного разрушения внутренние поверхности тех частей двигателя, которые связаны с подачей и сгоранием топлива...
Был случай, когда на АЗС одной крупной нефтяной компании продали топливо с экспериментальной добавкой, которая забила клапаны двигателей. В компании тогда не стали ждать судебных исков. Всем пострадавшим компенсировали потери.
И все же без расширения ассортимента присадок, как утверждают специалисты ИНПП `ИННЭКС`, сложно совершенствовать качество горючего. Ведь без них нельзя добиться того, чтобы топливо соответствовало высоким евростандартам. Они помогут водителю завести мотор в мороз...
Но проблема в том, что нынешние российские стандарты не охватывают всю сферу использования добавок. Оценка качества топлива по ним вообще ограничена рамками требований, примерно соответствующих `Евро-2`. А ведь в странах ЕС не за горами принятие стандартов `Евро-5` и `Евро-6`. Если не проводить собственные исследования в сфере присадок, нефтепереработчики РФ могут оказаться в зависимости от западных нефтехимических компаний.
Вот почему сейчас представители крупных нефтяных компаний настаивают на том, чтобы российские технические регламенты, появление которых ожидают в 2007 году, внесли ясность в эту сферу. Качество отечественного топлива на внутреннем рынке должно, с одной стороны, шагать в ногу с евростандартами, а с другой - учитывать особенности внутреннего рынка. |