Для пищевой промышленности Петербурга год 2005-й стал поворотным. Замедление темпов роста продаж отметили руководители мясоперерабатывающих предприятий, хлебопеки, производители и импортеры алкоголя, плодоовощной продукции и другие. Связано это с насыщением рынка, когда главным становятся не наращивание производства, а сбыт продукции и поиск средств для ее продвижения.
Перспективы дальнейшего развития отрасли специалисты видят в поглощении компаниями - лидерами в своих сегментах других участников рынка и (или) слиянии крупных компаний под маркой международных концернов.
Оставшиеся `укрупненные` игроки рынка будут обладать новыми маркетинговыми, рекламными возможностями и смогут диктовать условия торговым сетям, которые сегодня определяют успех сбыта продукции. В этом союзником пищевиков обещает выступить администрация города.
Отметим важнейшие особенности 2005 года в ведущих сегментах пищевого рынка Петербурга.
Владимир Бланк,
председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга:
`Если мы будем судить о работе промышленности
по объемам продаж, то увидим, что по сравнению с 2004 годом этот показатель увеличился на 9,5% за вычетом инфляции. Следовательно, утверждение, что имеется снижение темпов роста городской промышленности, не соответствует действительности`
Мясо и мясопродукты. Среди основных проблем, кроме насыщения рынка, перспективы которого обозначились относительно недавно - потребление мясной продукции активно росло до середины 2003 года, - и последующего введения квот на ввоз импортной продукции с целью поддержки местных производителей и повышения рентабельности отечественного животноводства, специалисты называют рост цен на импортное сырье, доля которого составляет 90%.
Только 10% сырья поставляют местные животноводческие хозяйства, их возможности серьезно ограниченны, а объемы производства сокращаются. Высокие цены на первичное сырье могут привести к уходу с рынка небольших мясоперерабатывающих предприятий, вытесняемых крупными компаниями.
Хлеб и макаронные изделия. Здесь специалисты также отмечают замедление темпов роста продаж, объясняя это наметившейся два года назад тенденцией к перенасыщению рынка и высокими ценами на продукцию.
Есть мнение, что теперь хлеб в рационе относительно состоятельного потребителя может быть заменен другими продуктами, в изобилии представленными на рынке. Правда, это характерно для больших городов, которые являются основными рынками сбыта.
В провинции ситуация другая: там хлеб по-прежнему остается продуктом номер один, и он значительно дешевле, чем в Петербурге.
Некоторые хлебопеки подмечают интересную особенность отрасли: потребитель не идентифицирует производителя, предпочтение отдается конкретному сорту хлеба. Хотя попытки изменить ход событий предпринимаются: производители ведут `войну на прилавке`, пытаются `перекричать` друг друга посредством мерчандайзинга и BTL.
Плодоовощная продукция. Этот сегмент также испытывает насыщение в основном импортной продукцией, удельный вес которой, в частности фруктов, по подсчетам специалистов, составляет примерно 75% рынка.
Три компании - лидеры продаж - продолжают поглощать другие, более мелкие предприятия. И хотя местное производство ряда овощных и других культур в 2005 году заметно выросло (картофеля - на 30%), существенно увеличились и цены на плодоовощную продукцию в целом: в Петербурге - на 16,7%, в области - на 18,2%.
Органы государственной власти, выполняя президентскую программу `Сельское хозяйство`, собираются принять участие в упрочении и развитии этого сегмента рынка. Среди насущных вопросов - контроль целевого использования сельхозземель и привлечение финансов в отрасль.
Алкоголь и табак. В пищевой промышленности Петербурга это производство заметно преобладает над остальными сегментами рынка. В 2005 году объем отгруженной продукции табачных и алкогольных предприятий в общем объеме отрасли составил 52%.
Доля пивоваров в общем объеме в прошлом году несколько снизилась - до 29,6% (в 2004-м - 30,4%), что также говорит о насыщении рынка. Зато укрепились позиции производителей табака - 20,6% (в 2004-м - 19,7%).
За 2005 год объем производства алкогольной продукции на территории Петербурга составил 99,7% к уровню 2004-го. Причиной снижения продаж отраслевики называют перенасыщение рынка привозной продукцией.
Кроме того, в 2005 году алкогольная отрасль подверглась серьезному реформированию.
Поправки в Федеральном законе `О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции` сократили полномочия властей субъектов Федерации в области производства и оборота алкоголя. Они теперь обязаны в кратчайшие сроки привести местную нормативно-правовую базу в соответствие с действующим федеральным законодательством.
Производство отдельных видов потребительских товаров крупными и средними промышленными предприятиями Петербурга
(январь - декабрь 2005 года)
Продукция Произведено В % к 2004 году
в абсолютных показателях
Колбасные изделия, тыс. тонн 70,6 105,3
Мясные полуфабрикаты, тыс. тонн 53,0 96,5
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн 284,1 99,6
Кондитерские изделия, тыс. тонн 135,9 118,5
Макаронные изделия, тыс. тонн 35,5 100,2
Водка и ликероводочные изделия, млн дал 5,8 105,2
Пиво, млн дал 144,2 94,1
Воды минеральные, млн полулитров 1,0 34,2
Производство отдельных видов потребительских товаров крупными и средними промышленными предприятиями Ленобласти
(январь - декабрь 2005 года)
Продукция Произведено В % к 2004 году
в абсолютных показателях
Колбасные изделия, тыс. тонн 4,1 109,2
Мясо, включая субпродукты
первой категории, тыс. тонн 93,5 77,5
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. тонн 58,3 92,8
Кондитерские изделия, тыс. тонн 13,2 1,6 р.
Макаронные изделия, тыс. тонн 16,5 55,0
Водка и ликероводочные изделия, млн дал 7,8 76,9
Пиво, млн дал 128,3 48,2
Безалкогольные напитки, млн полулитров 6,1 76,5
Данные предоставлены Петростатом
|