На стене коридора административного корпуса ГУП `Гатчинапассажиравтотранс` вывешено несколько фотоснимков. На них - обветшалые постройки, груды хлама: унылые картины. `Это, так сказать, наш вчерашний день, а сейчас прошу за мной - почувствуете разницу`, - сказал, приглашая на экскурсию по территории автопредприятия, его директор Михаил Василенко.
Говорят, что до недавнего времени слова `ты - сотрудник `Гатчинапассажиравтотранса` звучали почти как приговор: дела автобусников действительно были очень плохи. На начало июля 2005-го сумма задолженностей предприятия составляла 28 млн руб., остро ощущался недостаток запчастей, парк машин срочно требовалось обновлять и расширять.
Число находившихся в строю автобусов не соответствовало потребностям населения. Особенно страдали льготники, которым нередко приходилось волей-неволей пользоваться услугами коммерческих автоперевозчиков.
В этих условиях решение о смене руководства ГУП `Гатчинапассажиравтотранс` стало, как показало время, единственно правильным. Благодаря усилиям новой команды менеджеров предприятие стало работать с прибылью, оставшиеся долги (около 4,5 млн руб.) планируют полностью погасить уже в ближайшее время, закуплены новые автобусы.
Сегодня М. Василенко демонстрирует новую линию ремонта машин, высокая пропускная способность которой позволяет существенно сокращать затраты времени на техобслуживание, а значит - повышать экономическую эффективность эксплуатации автобусов. Стоимость линии - 140 тыс. руб., она рассчитана на одновременный ремонт одного большого и одного среднего автобуса.
Вторую такую линию строят неподалеку. Ремонтной базой ГУП `Гатчинапассажиравтотранс` (одной из лучших в Ленинградской области) пользуются и частные автоперевозчики (разумеется на коммерческой основе). На предприятии внедрили компьютерную систему учета запасных частей.
Под стать линии ремонта и мойка автобусов. Раньше машины приводили в порядок на улице, поливая их из шланга. Теперь же этим занимаются в закрытом помещении, используют импортную технику.
Хорошие впечатления оставляют кассовый центр, пункт медосмотра водителей и особенно диспетчерская служба - второй такой в Ленобласти сегодня нет. Маршруты автобусов оптимизирует компьютерная система, машины (а их у автопредприятия 120) оборудованы радиосвязью. Во всех помещениях сделан добротный ремонт, у медиков - современные диагностические приборы, а кассиров, принимающих за день до 120 тыс. руб. выручки, защищают бронестекла.
Все инстанции, которые шофер должен пройти перед рейсом, находятся в одном здании, водители тратят на их посещение не более 15 минут. А ведь еще полгода назад им приходилось выстраиваться в очередь, чтобы сдать выручку и пройти медицинский контроль.
ГУП `Гатчинапассажиравтотранс` стало монополистом на рынке перевозок пассажиров на линии Петербург-Гатчина. При этом бизнес коммерческих автопредприятий не пострадал: их машины берут в аренду и делятся с ними прибылью от междугородных рейсов.
В то же время эти доходы позволяют ГУП компенсировать убытки на внутрирайонных маршрутах и не повышать цены на эти перевозки.
- Пассажирские автобусные перевозки - рентабельный бизнес, в котором вполне могут преуспеть и госпредприятия, - считает М. Василенко. - Нужно только вести его по-умному: считать каждую копейку, каждую минуту и каждый винтик, создавать для сотрудников достойные условия работы, вкладывать деньги в покупку современной техники и, что немаловажно, уметь договариваться с конкурентами. |