Из данных таможенников следует, что внешнеторговые связи Северо-Запада РФ по-прежнему ориентированы на страны дальнего зарубежья, доля которых в международном товарообороте округа достигла 97%.
При этом все больше грузов доставляют через границу автотранспортом. Так, на российско-финском направлении в 2003-2005 гг. автомобильный грузопоток увеличивался на 17-19% ежегодно. В направлении порта Риги за последние годы он вырос в 2,7 газа.
Не только таможня транспорт тормозит
В ближайшее время тенденция роста грузопотоков не только сохранится, но и усилится. А это значит, что на автодорогах, ведущих к границам, скоро могут могут возникнуть сплошные пробки. Самый простой способ избежать этого - оснастить российские пункты пропуска специальной техникой. В Финляндии и странах Балтии уже модернизируют старые и даже строят новые пункты пропуска.
В 2006 году в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) предполагают начать внедрение современного оборудования. Это ускорит работу таможни. Но на границе сосредоточены представители еще 7 госорганизаций, которые имеют контрольные функции. И они тоже тормозят пропуск автомашин. При этом, например, с финской стороны границы дежурят всего две службы - пограничная и таможенная. А все другие виды контроля транспортные средства проходят позже - после оформления документов, дающих пропуск на пересечение границы. Значит, и с российской стороны нужна реорганизация работы не только таможенников, но и всей системы контроля.
Есть и нестандартные меры, которые помогли бы перераспределить автомобильные потоки.
Лекарство от пробок
В 2005 году из Финляндии ввезено 230 тыс. иномарок на тягачах с прицепами. В 2006-м их ожидают уже 330 тыс. ед. Удобство такого способа перевозки в том, что водитель автовоза заполняет одну таможенную декларацию, тогда как при импорте одиночных машин их надо оформлять на каждый автомобиль. За границей, кстати, уже давно перевозят автомобили другими видами транспорта, например железнодорожным.
Смешанные автомобильно-железнодорожные перевозки - традиционное лекарство от пробок на напряженных участках автомагистралей. А при переезде через Альпы в Австрии уже давно используют контрейлерные цепочки - то есть прицепы перегружают на железнодорожные платформы.
Правда, такой сервис считается высшим пилотажем, потому что требует сложных технологий взаимодействия транспортников. В том числе - гибкой тарифной политики. И, увы, такой вид сервиса не прижился на стальных магистралях в российско-финском сообщении.
Альтернативу найти можно
Аналитики СЗТУ полагают, что альтернативным вариантом отправки автовозов может стать порт Усть-Луга, если там обустроят паромный комплекс для обработки ролкерных грузов и модернизируют сухопутные подъездные пути к нему. Туда же можно было бы направить часть больших автобусов с туристами, которые курсируют между РФ и Финляндией. Ведь значительная доля этих автобусов потом следует на паромах `Силья-Лайн`.
Почему бы эту операцию не выполнять в России? В перспективе автобусы могли бы заезжать в трюмы паромов в новом комплексе морвокзала, проект которого реализуют на Васильевском острове Петербурга.
Наконец, часть экспортно-импортных автомобильных грузопотоков при иных условиях могли бы обрабатывать и в российских портах. Между тем эти грузы следуют через морские терминалы соседних стран, вызывая дополнительные нагрузки на автомобильные пункты погранпропуска.
По отзывам экспедиторов, в ОАО `РЖД` крайне неохотно обслуживают небольшие партии грузов. И долго приходится ждать очереди, чтобы пристроить одну платформу к вошедшим в моду длинносоставным поездам. Потому неудивительно, что на границе с Финляндией на автотрассах скапливаются километровые очереди фур-лесовозов.
Все это указывает на то, что для ускорения доставки грузов автомобильным транспортом следовало бы совершенствовать не только работу российской таможни, но и логистических цепочек грузоперевозок в целом.
Структура импорта через границы РФ в СЗФО в 2005 году (%)
Продукция машиностроения 38,5%
Продовольствие 32,0%
Химтовары 11,6%
Остальное 17,9% |