В программе указывается, что в пенсионной системе России сохраняется ряд проблем. Среди них отмечаются как частные вопросы, например реформирование льготных пенсий, назначенных раньше общеустановленного пенсионного возраста лицам, занятым на вредных и опасных производствах, так и общие, прежде всего - обеспечение среднесрочной и долгосрочной финансовой стабильности пенсионной системы.
Среди основных направлений деятельности на ближайшие два года можно выделить следующие.
До 2008 года поставлена задача завершить формирование правовой базы пенсионной реформы. Для этого законодательство России должны пополнить документы, регулирующие профессиональные пенсионные системы, порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии, сформированной в НПФ.
Также в указанный период намечается повысить уровень пенсионного обеспечения и довести размеры социальных пенсий до прожиточного минимума. Последнее означает соответственное повышение базовой части пенсии.
Еще одной приоритетной задачей названа разработка дополнительных механизмов, стимулирующих добровольное участие граждан в формировании накопительной части трудовой пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Конкретнее этот пункт программы пока не раскрывается, но можно предположить, что правительство ставит задачу так или иначе сделать привлекательным инвестирование пенсионных накоплений как в государственный, так и в частный сектор.
Также планируется, что во второй половине 2006 года в Федеральный закон `Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ` будет внесен ряд изменений. Цель - усовершенствовать систему государственного контроля и надзора в сфере инвестирования пенсионных средств.
Революционным для рынка можно назвать предполагаемое расширение перечня финансовых инструментов, в которые разрешается вкладывать пенсионные накопления. В частности, предусмотрено, что в число таких инструментов будут включены ипотечные ценные бумаги, не гарантированные РФ.
Очевидно, что на такой шаг правительство идет не только ради повышения доходов будущих пенсионеров, но и для стимулирования рынка жилищного кредитования, динамика развития которого пока далека от желаемой.
Отметим, что в программе не говорится об увеличении пенсионного возраста. Эта тема активно обсуждалась в прошлом году, притом ряд экспертов считает такой шаг едва ли не единственным способом спасти пенсионную систему России от банкротства.
Сторонники этой точки зрения выдвигают следующие аргументы. Круг людей, делающих взносы в ПФ, постоянно сужается, а вот пенсионеров все с тем же постоянством становится больше, и, по прогнозу Всемирного банка, к 2050 году в России на 100 пенсионеров будет приходиться 93 работающих. Паритет же между трудоспособной и нетрудоспособной группами может быть достигнут еще раньше - примерно в 2030 году.
Но если возраст выхода на пенсию будет увеличен до принятой во многих странах Запада отметки в 65 лет, то к тому же 2050 году на 100 работающих будет приходиться 49 пенсионеров.
Однако в ходе телеинтервью в сентябре 2005 года Владимир Путин четко заявил гражданам России, что пока он остается на своем посту, решение об увеличении пенсионного возраста принято не будет. Видимо, при составлении `Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу` эта позиция была учтена. |