Итак, над государственным учреждением `Вологодский областной центр контроля качества` (в узком кругу посвященных известном как ГУ `ВОЦКК`) нависла черная туча. Создан был центр региональной властью. Занимался контролем качества и оборота алкогольной продукции на акцизных складах.
Эти склады служили мощным инструментом воздействия на алкогольный рынок. Из областного бюджета на содержание центра ежегодно выделяли около 600 тыс. руб. Плюс - платные услуги. Часть средств шла на счет центра. Словом, жить вроде можно было.
И вдруг - незадача! Президент России изменил правила работы с этиловым спиртом, и во имя усиления государственной монополии и госконтроля покончил с акцизными складами. С 1 января их уже не должно быть. Чем же ГУ `ВОЦКК` будет заниматься, что контролировать, а главное, куда деваться 28 работникам центра? И тут конторских деятелей осенило!
Идея броская,
но не новая
Да, акцизными марками он больше не занимается. Теперь это сфера деятельности федеральных структур. Но ведь если хорошенько подумать, то на смену одной марке может прийти другая. И вот уже производителям спиртного центр рассылает проекты договоров по так называемой добровольной сертификации продукции.
Тому, кто согласится пройти эту процедуру, будет выдан сертификат на серийное производство с правом нанесения знака `Настоящий вологодский продукт`. Стоимость знака - 0,39 руб.
В письмах, направленных руководителям ликероводочных заводов, директор ГУ `ВОЦКК` пишет, что это позволит защитить потребителей от контрафактной, фальсифицированной и недоброкачественной продукции, даст возможность сократить затраты на рекламу товара, увеличить объемы продаж как на внутреннем рынке, так и за пределами области.
Идея броская, но вовсе не новая. Это, по существу, попытка региональной власти, структурой которой является центр, сохранить глаз за алкогольным рынком. Тем более что она пока еще контролирует ведущих производителей спиртного области, Вологды, Череповца и Великого Устюга.
Неудивительно, что прожект вызвал откровенное недоумение у тех, кто призван следить за соблюдением федеральных законов.
Приманка
для простаков
- А чего это в центре взяли, что нашлепка `Настоящий вологодский продукт` - замечательная реклама, и стоит только прилепить знак, как товар разойдется влет? - недоумевают антимонопольщики. Что до защиты от подделок, то это скорее приманка для простаков. У нас не то что марки, фальшивые деньги печатают. Между прочим, во времена СССР уже был государственный знак качества. Заметно ли он появлиял на качество отечественной продукции?
Но самое примечательное состоит в том, что в стране есть Федеральный центр сертификации, и все, кто хочет пройти через его горнило, могут туда обратиться и получить соответствующий документ. А ГУ `ВОЦКК`, по существу, претендует на то, чтобы быть посредником между этим центром и производителем спиртного. И крепко рискует при этом (вместе с властью) наступить на те же грабли.
Когда-то `исконно` вологодские знаки на бутылки со спиртным уже лепили. Только назывались они идентификационными. Платил за них в конечном счете покупатель. Верховный суд России признал эти знаки незаконными. Вот только деньги потребителям до сих пор не вернули. Это, по мнению экспертов, где-то под полмиллиарда...
Если количество бутылок спиртного, производимого и реализуемого в области в настоящее время (а их примерно 60 млн в год), помножить на 39 копеек, то выйдет где-то около 24 млн руб.
Добавьте еще 20 млн бутылок, которые в область ежегодно завозят. Например, осетинские производители тоже могут налепить на свой товар марку `Настоящий вологодский продукт`. Только для них стоить она будет дороже...
А нужен ли посредник?
Между тем посредник в сертификационном деле законом совсем не предусмотрен. У всех ведущих производителей спиртного в области есть лаборатории, отвечающие за качество продукции. Что до государственного учреждения `Вологодский областной центр контроля качества`, то он может только передать бутылки с водкой настоящим контролерам. И тем самым делает деньги из воздуха, прикрываясь высокими целями.
И еще: нужна ли на водке наклейка `Настоящий вологодский продукт`? Ну уж если областным чиновникам непременно нужен такой брэнд, присвойте это звание какой-нибудь другой продукции, более подходящей по смыслу. Только стоит ли на все это тратить бюджетные деньги?
А теперь самое главное: куда пойдут огромные средства, вырученные от продажи наклеек? Вот это - за кадром... |