В РФ складываются благоприятные условия для развития металлообработки. Однако эти условия еще не означают, что предприятия смогут выполнить все те заказы, которые посыплются на них
Если 2003-2004 годы считались для отечественных металлургов периодом финансового благополучия, то в 2005-м в отрасли появились признаки спада: объемы производства и потребления металла стали выравниваться, а складские запасы - расти.
Если тенденция сохранится, то к 2009 году может разразиться кризис, при котором резко снизится потребление металлопродукции на мировом рынке. Точнее, резко сузится ареал экспорта российского металла. Особенно если Китай превратится на азиатском рынке из крупного потребителя стали в ее продавца.
Негативно влияет на российский рынок и рост цен на сырье (кокс, руда) для выплавки металлов: в 2005-м они увеличились в 1,7-2 раза. Поднялись и цены на энергоносители и транспортные услуги. В итоге рентабельность отрасли в целом снизилась. Выход на меткомбинатах видят, с одной стороны, в оптимизации доли энергозатрат в себестоимости товаров, а с другой - в расширении выпуска высококачественной продукции.
Отметим, что сбыт российского металла на Западе во многом тормозит не столько отсутствие спроса на него, сколько рост цен на энергоносители. Из-за этого падают доходы машиностроителей. И они с 2005 года стали искать партнеров за рубежом, чтобы у них разместить хотя бы часть своих заказов. Все это создаст в 2006-2009 гг. благоприятные условия для развития в РФ металлообработки.
Модернизация - не вещь в себе
В конце 2005 года в правительстве Петербурга получили много предложений от европейских компаний по развитию субконтрактинга в сфере резки и металлообработки. И тогда выяснилось: все эти заказы разместить в Петербурге практически негде.
А в одной из крупных западных компаний, которая выпускает бытовую технику и развивает сборочное производство в Петербурге, заявили еще категоричнее: ни одно предприятие города на Неве не соответствует ее корпоративным стандартам. Потому на первом этапе основную часть комплектующих эта компания вынуждена будет ввозить из-за рубежа.
Объяснить это трудно: на петербургских предприятиях уверяют, что обзаводятся самым современным обрабатывающим оборудованием. Есть лазерная и плазменная резка, высокоточная штамповка, фрезеровка и расточка заготовок. И все это первоклассное оборудование полностью не задействовано. А нужные запчасти из металла иностранным партнерам изготовить негде.
Еще хуже ситуация с литейным производством. Западные специалисты утверждают: мол, все, что они видели в петербургских цехах, впечатляет. Но это не то, что нужно заказчикам.
Это означает одно: петербургские машиностроители допустили не столько технологические, сколько маркетинговые просчеты. Цеха модернизируют, но не учитывают международную структуру сбыта. И современное оборудование не приносит тех доходов, на которые надеялись руководители компаний. Вместо развития кооперации с западными фирмами приходится возвращаться к поиску партнеров внутри РФ.
Кого сближают инновации
Попробуем понять причины сложившейся ситуации. Одна из них - разрыв между наукой и реальным промышленным рынком. Это хорошо было видно на последних выставках, посвященных станкостроению и металлообработке. Мало на них оказалось представителей вузов и НИИ. А те доклады, которые звучат на семинарах и заседаниях `круглых столов`, не дают главного - представления об основных направлениях развития обрабатывающего оборудования, применения цифровой техники, новых и гибридных технологий.
Неясно, каким требованиям должно отвечать современное оборудование, какие операции будут востребованы в первую очередь? Какие технологии на данном этапе развития машиностроения - из области фантастики, а какие способны принести предпринимателям прибыль? Как лучше диверсифицировать портфель заказов, чтобы снизить риски при модернизации цехов?
Возьмем сварочное оборудование. Какие из автоматизированных комплексов окажутся эффективнее: те, в которых используют сочетания с лазерным лучом электрической дуги, плазмы или светового луча? А какие методы резки металла предпочитают при изготовлении той или иной продукции? Выставок много, рассуждений на эти темы - тоже, а четкая картина не складывается.
При этом петербургских ученых нельзя винить в недостатке знаний. Но дело в том, что отечественная наука уже привыкла выживать в рыночных условиях, как правило, благодаря заказам западных компаний. Это означает, что все интеллектуальные продукты поступают в распоряжение иностранных фирм. А кто платит, тот и заказывает тематику исследований.
А кадры где?
Вторая причина дисбаланса спроса и предложения - отсутствие системы подготовки кадров.
На многих российских предприятиях предпочитают не вкладывать средства в разработки новых технологий и вынуждены приобретать уже готовые продукты. А вместе с ними и услуги по обучению персонала. И все чаще - за границей. Это, в свою очередь, снижает стимулы к модернизации методик преподавания в отечественных вузах. Специализацию выпускники приобретают зачастую вне стен аудиторий.
Как сблизить отечественную науку и производство? Вот в чем вопрос. И пока ответа на него нет, сложно рассуждать о планировании и прогнозах развития отечественного машиностроения в целом и сектора металлообработки в частности.
Поставки продукции петербургских предприятий крупным
корпоративным заказчикам в 2005 году, млн руб.
ОАО `ЛУКОЙЛ` 120,0
Роснефть 75,4 |