Пять лет назад Великий Новгород и Тверь включились в эксперимент по замене двух налогов для юридических лиц - на имущество и землю - одним общим налогом - на недвижимость.
Инициаторами нововведения, которое при получении положительных результатах планировали законодательно утвердить в масштабах всей России, выступили органы местного самоуправления Великого Новгорода, Твери и Министерство финансов РФ.
Цель эксперимента - подготовить переход к новому налогу, более эффективному с точки зрения организации бизнеса и упрощения системы налогообложения, и с учетом предложений и замечаний его участников внести дополнения в Налоговый кодекс РФ.
В конце января 2006 года результаты эксперимента были проанализированы в Великом Новгороде на выездном заседании Совета Федерации РФ. К разговору на `круглом столе` были приглашены заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Светлана Орлова, председатель комитета Совета Федерации по бюджету Евгений Бушмин, губернатор Новгородской области Михаил Прусак, председатель комитета экономики мэрии Великого Новгорода Алевтина Ивахненко, специалисты департамента по налоговой и таможенно-тарифной политике Минфина РФ, Российской коллегии оценщиков, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и руководители территорий и предприятий, перешедших на экспериментальный налог.
Общее мнение участников `круглого стола`: опыт Великого Новгорода по подготовке и введению налога на недвижимость должен быть обобщен и рекомендован для других регионов.
Что удалось сделать новгородцам за эти пять лет?
Проведены полная инвентаризация, учет и оценка всех объектов недвижимости на территории города, в результате чего информация о более чем 2 тысячах неучтенных ранее зданий, строений, сооружений и земельных участков была введена дополнительно в базу данных.
Впервые создан реестр объектов недвижимости. Разработана унифицированная автоматизированная система управления налогом на недвижимость.
В результате, если на 1 января 2000 года в собственности 18 предприятий Великого Новгорода было 38 земельных участков общей площадью 696 га, то на 1 января 2006 года 140 организаций имело в собственности 238 земельных участков общей площадью 916 га.
Мнение специалистов
Экономический эффект при введении налога на недвижимость:
Упрощение системы налогового
администрирования.
Обеспечение стабильности налоговых
поступлений.
Создание прогнозируемых условий
хозяйствования для действующих
субъектов.
Обеспечение предсказуемых условий
для инвесторов.
Стимулирование городской инфраструктуры.
Светлана Орлова, заместитель Председателя Совета Федерации
Федерального Собрания РФ:
- В развитых странах в сфере рынка недвижимости создается 25% ВВП. Чтобы достичь похожих результатов в России, надо повысить капитализацию недвижимости. В Великом Новгороде эксперимент дал реальный результат: за 5 лет в 25 раз возросли поступления налога на недвижимость. Несмотря на то что вначале бюджет понес потери от замещаемых налогов, они полностью компенсировались в дальнейшем. Подход был стратегическим, ориентированным на результат, к чему мы только сейчас подходим в бюджетном планировании.
Сейчас важно извлечь уроки из этого эксперимента. Какие законодательные акты необходимо принять, чтобы обеспечить дальнейшее продвижение его результатов?
Во-первых, закон `О государственном кадастровом учете и оценке объектов недвижимости`, создающий базу для градостроительного планирования, развития социальной и инженерной инфраструктуры эффективного управления недвижимостью.
Во-вторых, часть вторую Налогового кодекса надо дополнить главой `Налог на недвижимость`.
Важно предусмотреть возможность возобновления налога на недвижимость в Великом Новгороде. Прекратить эксперимент, учитывая накопленный опыт, по крайней мере, неразумно.
Алевтина Ивахненко,
председатель комитета экономики мэрии Великого Новгорода:
- Принять участие в эксперименте нас вынудила сложная экономическая ситуация на предприятиях. Большинству из них было необходимо техническое перевооружение или перепрофилирование производства, что сдерживал в том числе и налог на имущество.
С 1 января 2000 года Дума Великого Новгорода определила в размере 2% ставку налога на недвижимость, заменяющего налог на имущество и земельный.
Главное условие перехода на новый налог - предприятия должны обладать правом собственности на здания, строения, сооружения, помещения и земельные участки, где они располагаются.
В начале эксперимента в категорию плательщиков вошло 10 предприятий, сейчас их 44. Поступления от налога на недвижимость за пять лет возросли с 300 тыс. руб. до 7,5 млн руб. Потери от выпадающих налогов компенсировались за счет дополнительных поступлений налога на прибыль, подоходного налога и за счет выкупной цены на земельные участки, приобретаемые в собственность организациями.
Наталия Плетминцева,
финансовый директор ООО `Амкор Ренч Новгород`:
- Наше предприятие, специализирующееся на производстве твердой сигаретной упаковки, перешло на налог на недвижимость с 1 февраля 2003 года. На заводе машиноемкое производство: доля активного оборудования в долгосрочных активах составляет 2/3. Налог на недвижимость позволил вывести их из налогообложения.
Таким образом наша фабрика, уже имеющая льготы как предприятие с иностранными инвестициями, получила дополнительную налоговую льготу. Несомненно, это стало еще одним стимулом для развития завода.
К сожалению, с нынешнего года эксперимент прекращен, правила игры поменялись. Конечно, они не разорят нашу компанию. Однако более слабые предприятия могут немало от этого пострадать.
Вячеслав Новиков, заместитель председателя
комитета Совета Федерации по бюджету:
- Еще два года назад были серьезные сомнения, нужен налог на недвижимость или нет. Сейчас уже ясно: этот прогрессивный налог можно рассматривать как главную составляющую налоговой реформы. Великий Новгород доказал эффективность новой модели налогообложения недвижимости. Создана база данных городского кадастра, выработаны оптимальные сочетания ставок налога, арендной платы, цены выкупа земли. Теперь нужно принять соответствующее законодательство на федеральном уровне.
|