Потери в войне за торговую марку - изъятые милиционерами товары более чем на $1 млн. В этот раз пострадало ООО `Алко-Балт`: оперативники забрали со склада водку. Насколько законной была операция, теперь предстоит разбираться в суде.
Все началось со спора о том, кому принадлежит брэнд `Гжелка`. Историю трактуют по-разному. Например, в ООО `Алко-Балт` ведут отсчет с 1984 года, когда семья художников народных промыслов `Гжель` по заданию ПО `Гжель` создала рисунок `Птица Гжели` для керамической доски. Этот рисунок лег в основу водочной этикетки для завода `Кристалл`, оформленной уже другим художником. Потом в `Роспатенте` зарегистрировали соответствующий брэнд.
Но подобную этикетку и товарный знак зарегистрировали также в ООО `Гжелка`. Это и послужило поводом для конфликта с дилерами завода `Кристалл`. После ряда судебных разбирательств он отстоял свои права. Наследники же ООО `Гжелка`, которые теперь связаны с другим водочным заводом - петербургским `Ливизом`, не успокоились. Теперь атаке подверглись уже не московские, а петербургские дилеры `Кристалла` - фирма `Алко-Балт`. Милиция воспользовалась случаем для масштабной проверки ее деятельности, включая изъятие `вещдоков`.
Неужели создан прецедент для милиции? Ведь конфликт вокруг брэнда `Гжелка` - не единственный в РФ. После распада СССР осталось немало привычных для покупателей торговых марок, которые сегодня стремятся закрепить за собой отдельные предприниматели. Кстати, в антимонопольном ведомстве склонны усматривать в подобных действиях признаки недобросовестной конкуренции, поскольку использование традиционных брэндов позволяет снижать расходы заводов на продвижение своей продукции.
Заставить конкурентов выпускать аналогичные товары под другой вывеской - нанести им убытки. Правда, российское законодательство об авторском праве изобилует белыми пятнами, что затрудняет различать недобросовестную конкуренцию и защиту интеллектуальной собственности. Нет и четкой регламентации действий правоохранительных структур, от которых требуют усиления борьбы с `пиратской` продукцией и ужесточения мер против них.
Вероятно, процедура фиксации факта выпуска фальсификатов, когда речь идет о праве использовать торговые марки при легальном обороте товаров, должна быть иной, чем в случаях, когда выпускается некачественная, опасная для здоровья продукция. В первом случае, скажем, достаточно изъять документы об использовании товарного знака `Гжелка` и образцы продукции. Склады можно проверить, а спорный товар - опечатать. И лишь при подозрении `пиратов` в связях с криминальными структурами допустимы жесткие оперативные меры.
Эксперты считают, что в конфликте с `Алко-Балтом` прослеживается отголосок тяжб между ЛВЗ `Ливиз` и ТПГ `Кристалл` за торговую марку `Гжелка`. Однако если производители будут вовлекать в свои войны еще и дистрибуторов, то не откроется ли в итоге лазейка для сведения счетов еще и между конкурирующими между собой торговыми организациями? |