В 2005 году в Петербурге поставили рекорд по потреблению слабоалкогольных коктейлей: их было выпито вдвое больше, чем в Москве. В 2006-м ожидается примерно такой же результат, но структура потребления напитков, вероятно, изменится: прогнозируют увеличение доли `энергетиков` и снижение доли коктейлей на основе джина
Не случайно, например, в компании `Хэппилэнд` собираются интенсивно развивать выпуск именно энергетических напитков. В первую очередь сделан акцент на слабоалкогольных `энергетиках`. Для выпуска тары для них построен завод в Твери. Идет поиск дополнительных производственных площадок.
А вот с безалкогольными `энергетиками` - сложнее. Их обычная упаковка - алюминиевая банка 0,33 л. В России ее пока не выпускают. Пошлина же на ввоз такой тары слишком высокая. Выгоднее ввозить готовые напитки.
Емкость отечественного рынка - большая: в РФ, как и во многих западных странах, слабоалкогольные коктейли потеснили пиво. Россияне выпили в 2005 году 461 млн литров таких коктейлей, а в США - 485,9 млн литров.
В перспективе РФ способна и перегнать Америку: в отличие от США, потребление `энергетиков` растет высокими темпами. В 2004 году их было продано 2,8 млн дал, что в 1,9 раза больше, чем в 2003-м. А в 2005-м их объемы увеличились на 45%. В 2006-м темпы роста прогнозируют чуть ниже.
В России 4 крупных игрока контролируют 60% рынка: `Хэппилэнд`, `Очаково`, `Браво Инт.` и `Бородино`. В Петербурге состав ведущей четверки (80% рынка) иной: `Хэппилэнд`, `Вена`, Greenall`s и `Браво Инт.`
Другое отличие города на Неве в том, что здесь предпочитают смеси на основе джина, а на остальных региональных рынках - сладкие коктейли с водкой. Кроме того, рынок Петербурга - один из наиболее глубоко структурированных. Именно здесь многие компании опробуют свои новинки в поиске нестандартных способов увеличения доходов.
Можно предположить, что в 2006 году основные производители постараются усилить акцент на выпуске продукции `премиум`, увеличить рекламные бюджеты и оптимизировать свои сети дистрибуции. А стагнация в потреблении слабоалкогольных напитков заставит компании искать новые виды напитков.
В 2005 году покупатели уже убедились, насколько разными могут оказаться варианты решения проблемы. Так, в компании `Союз-Виктан` выпустили слабоалкогольные негазированные смеси воды, натурального сока и спирта. Водку часто разводят соком. Проблема в том, как сохранить качество такой смеси. `Союз-Виктан` нашел свое ноу-хау.
Другой вариант - добавление в алкоголь кофеина, таурина или экзотических экстрактов, обладающих тонизирующими свойствами или дарящих эйфорию, но не считающихся наркотиками. Таковы основные компоненты слабоалкогольных `энергетиков`. Есть специалисты, которые убеждены: такие смеси вредят здоровью. Другие считают, наоборот, в ограниченных количествах даже полезны.
Новинка оказалась востребованной, в Петербурге часть приверженцев коктейлей на основе джина в последнее время подсела на `алкоэнергетики`. В основном - это молодежь.
Изменение долей основных производителей от всех продаж слабоалкогольных коктейлей в Петербурге, %
Компания 2003 г. 2004 г. 2005 г.
`Хэппилэнд` 26 27 29
`Вена` 27 21 20
Greenall`s 18 15 14
`Браво` 12 14 13 |