Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Деловой подход - ЭиВ N 3 (589)
ОБРАЗОВАНИЕ
Деловой подход
No. 3 (589) 30.01.2006
Юрий СЕРГЕЕВ
В последние несколько лет российский рынок делового образования уверенно растет. Наряду с экономическими факультетами ведущих государственных вузов программы подготовки управленцев `Мастер делового администрирования` (МВА) предлагает ряд негосударственных бизнес-школ, многие из которых имеют иностранных соучредителей и ведут подготовку с использованием зарубежных методик и программ



Отечественная система МВА молода, государственные требования к программам МВА были разработаны Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и утверждены Министерством образования менее десяти лет назад, в конце 1999 года, разработка требований для получения государственной аккредитации завершилась лишь в 2002 году, так что говорить о завершении периода становления этого рынка пока явно рановато.

Особенно если посмотреть на соотношение спроса и предложения в столицах и регионах: по разным данным, от 75% до 85% российского рынка МВА сосредоточены в Москве и Петербурге.

К тому же анализ опыта российских вузов, предлагающих программы МВА, показывает, что наши слушатели предпочитают обучаться по вечерней и даже очно-заочной форме, в то время как за рубежом практикуют дневное бизнес-образование. Такова естественная реакция бизнес-школ на запросы потенциальных клиентов, ибо отечественные топ-менеджеры и предприниматели, как правило, не имеют возможности на полтора-два года оставить работу или свой бизнес, чтобы всецело отдаться приобретению новых знаний.

Большинство из тех, кто стремится получить диплом МВА, это по-прежнему профессионально состоявшиеся специалисты, которые знают себе цену и рассматривают дополнительное образование прежде всего как очередную ступеньку в своей карьере либо возможность дополнить какие-либо пробелы в знаниях, а не как способ радикально изменить жизнь.

Руководители отечественных бизнес-школ заявляют, что им импонирует именно такой подход, соответствующий европейским стандартам бизнес-образования, а вот американская модель, предусматривающая, что в бизнес-школу могут поступать молодые люди без практического опыта, едва окончившие бакалаврские программы вузов, для России не подходит.

И с этим трудно не согласиться, особенно учитывая, что средняя стоимость программ МВА медленно, но верно растет, уже достигнув уровня в $10 тыс. за двухлетнее обучение.

Этот уровень далеко не предельный - за рубежом самые престижные бизнес-школы берут в несколько раз больше, не испытывая при этом недостатка в слушателях. Естественно, мало кто из вчерашних студентов может позволить себе такие расходы.

К тому же в интервью нашей газете директор Высшей школы экономики - проректор Петербургского госуниверситета экономики и финансов по дополнительному образованию Валентин Галенко объяснил: `Мы предпочитаем брать людей с опытом, а вчерашним студентам советуем для начала поработать, а уж потом продолжать учиться. Ведь если молодыми, которые хотят получить этот диплом, обычно движет просто тяга к новым знаниям, то взрослыми - осознанная необходимость`.

Поскольку, как показывают данные бизнес-школ, большинству российских участников программ МВА приходится платить за себя самим, вполне логично, что каждый склонен рассматривать потраченные деньги как перспективные инвестиции, которые должны принести повышенный доход в виде увеличения зарплаты и бонусов.

Результаты одного из недавних исследований, проведенных компанией Begin.ru, показывают, что уже примерно в половине компаний - участников репрезентативной выборки существует система планирования карьеры сотрудников, правда, при этом четко прописанные правила и схемы для этого не разрабатывают.

Показателен и другой результат исследования. За последний год весьма существенно - на 9% при общей доле в 45% от участников опроса выросла доля тех, кто поступает в бизнес-школу для приобретения полезных связей. Точно так же, как на Западе, люди стремятся вступить в дорогой и престижный клуб.

Основную роль при выборе бизнес-школы пока играет фактор знаний: 72% опрошенных говорят, что деловое образование для них - это в первую очередь возможность узнать что-то новое. Однако клубное отношение к тем же программам МВА не может не привлекать внимания. Особенно если знать, что 76% опрошенных работодателей убеждены, что выпускники бизнес-школ отличаются повышенными зарплатными ожиданиями и склонны к смене работы.

Правда, данные той же Begin.ru говорят, что уже 62% работающих в России компаний положительно относятся к обучению сотрудников в бизнес-школах, а степень лояльности `мастеров управления` год от года только растет.

В 2004 году около 50% слушателей программ делового администрирования намеревались сменить место работы после получения диплома, а в 2005 году уже только 38%. Эти цифры вполне сопоставимы с результатами опросов, которые систематически проводят среди слушателей зарубежных программ МВА.

Однако стереотипы - штука живучая. Скорее всего, и дипломированным профессионалам, и даровитым самоучкам от бизнеса явно предстоит еще долгий путь привыкания друг к другу.



Для участников программ MBA деловое образование - это:

возможность узнать что-то новое 72%

способ приобрести полезные связи 45%
Другие материалы рубрики
ОБРАЗОВАНИЕ
11.02.08Затраты на подготовку кадров растут
11.02.08В `Сколково` подвели итоги
17.09.07Законодательную базу реформы нужно укреплять
17.09.07Магистры должны возвращаться
20.08.0718 российских вузов ждут латышей
20.08.07Они станут первыми
20.08.07`Двухуровневая система образования необходима...`
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru