В последние несколько лет российский рынок делового образования уверенно растет. Наряду с экономическими факультетами ведущих государственных вузов программы подготовки управленцев `Мастер делового администрирования` (МВА) предлагает ряд негосударственных бизнес-школ, многие из которых имеют иностранных соучредителей и ведут подготовку с использованием зарубежных методик и программ
Отечественная система МВА молода, государственные требования к программам МВА были разработаны Российской ассоциацией бизнес-образования (РАБО) и утверждены Министерством образования менее десяти лет назад, в конце 1999 года, разработка требований для получения государственной аккредитации завершилась лишь в 2002 году, так что говорить о завершении периода становления этого рынка пока явно рановато.
Особенно если посмотреть на соотношение спроса и предложения в столицах и регионах: по разным данным, от 75% до 85% российского рынка МВА сосредоточены в Москве и Петербурге.
К тому же анализ опыта российских вузов, предлагающих программы МВА, показывает, что наши слушатели предпочитают обучаться по вечерней и даже очно-заочной форме, в то время как за рубежом практикуют дневное бизнес-образование. Такова естественная реакция бизнес-школ на запросы потенциальных клиентов, ибо отечественные топ-менеджеры и предприниматели, как правило, не имеют возможности на полтора-два года оставить работу или свой бизнес, чтобы всецело отдаться приобретению новых знаний.
Большинство из тех, кто стремится получить диплом МВА, это по-прежнему профессионально состоявшиеся специалисты, которые знают себе цену и рассматривают дополнительное образование прежде всего как очередную ступеньку в своей карьере либо возможность дополнить какие-либо пробелы в знаниях, а не как способ радикально изменить жизнь.
Руководители отечественных бизнес-школ заявляют, что им импонирует именно такой подход, соответствующий европейским стандартам бизнес-образования, а вот американская модель, предусматривающая, что в бизнес-школу могут поступать молодые люди без практического опыта, едва окончившие бакалаврские программы вузов, для России не подходит.
И с этим трудно не согласиться, особенно учитывая, что средняя стоимость программ МВА медленно, но верно растет, уже достигнув уровня в $10 тыс. за двухлетнее обучение.
Этот уровень далеко не предельный - за рубежом самые престижные бизнес-школы берут в несколько раз больше, не испытывая при этом недостатка в слушателях. Естественно, мало кто из вчерашних студентов может позволить себе такие расходы.
К тому же в интервью нашей газете директор Высшей школы экономики - проректор Петербургского госуниверситета экономики и финансов по дополнительному образованию Валентин Галенко объяснил: `Мы предпочитаем брать людей с опытом, а вчерашним студентам советуем для начала поработать, а уж потом продолжать учиться. Ведь если молодыми, которые хотят получить этот диплом, обычно движет просто тяга к новым знаниям, то взрослыми - осознанная необходимость`.
Поскольку, как показывают данные бизнес-школ, большинству российских участников программ МВА приходится платить за себя самим, вполне логично, что каждый склонен рассматривать потраченные деньги как перспективные инвестиции, которые должны принести повышенный доход в виде увеличения зарплаты и бонусов.
Результаты одного из недавних исследований, проведенных компанией Begin.ru, показывают, что уже примерно в половине компаний - участников репрезентативной выборки существует система планирования карьеры сотрудников, правда, при этом четко прописанные правила и схемы для этого не разрабатывают.
Показателен и другой результат исследования. За последний год весьма существенно - на 9% при общей доле в 45% от участников опроса выросла доля тех, кто поступает в бизнес-школу для приобретения полезных связей. Точно так же, как на Западе, люди стремятся вступить в дорогой и престижный клуб.
Основную роль при выборе бизнес-школы пока играет фактор знаний: 72% опрошенных говорят, что деловое образование для них - это в первую очередь возможность узнать что-то новое. Однако клубное отношение к тем же программам МВА не может не привлекать внимания. Особенно если знать, что 76% опрошенных работодателей убеждены, что выпускники бизнес-школ отличаются повышенными зарплатными ожиданиями и склонны к смене работы.
Правда, данные той же Begin.ru говорят, что уже 62% работающих в России компаний положительно относятся к обучению сотрудников в бизнес-школах, а степень лояльности `мастеров управления` год от года только растет.
В 2004 году около 50% слушателей программ делового администрирования намеревались сменить место работы после получения диплома, а в 2005 году уже только 38%. Эти цифры вполне сопоставимы с результатами опросов, которые систематически проводят среди слушателей зарубежных программ МВА.
Однако стереотипы - штука живучая. Скорее всего, и дипломированным профессионалам, и даровитым самоучкам от бизнеса явно предстоит еще долгий путь привыкания друг к другу.
Для участников программ MBA деловое образование - это:
возможность узнать что-то новое 72%
способ приобрести полезные связи 45% |