Если раньше для успеха сети АЗС было достаточно предложить потребителю конкурентоспособное по стоимости топливо, то теперь доходы трейдеров все больше зависят от уровня сервиса
На топливный рынок в последние годы сильнее всего воздействовали две тенденции: увеличение доли иномарок, выезжающих на городские автотрассы, и ощутимый подъем цен на топливо. В результате владельцы старых автомобилей все чаще ставят их на прикол, особенно зимой. Выросла доля машин, на которых петербуржцы практически не ездят.
Акцент на качество сервиса
По исследованиям ХК `Фаэтон`, около одной пятой автомобилистов при выборе автозаправки обращает внимание на выбор сопутствующих услуг. Это обстоятельство, как подчеркнул директор по маркетингу компании Антон Иванов, в `Фаэтоне` учитывали при реализации программы модернизации 26 из 36 АЗС в сети, которая завершилась в начале 2006 года. Теперь на АЗС предлагают бесплатно подкачку шин, уборку салона, мойку стекол и зеркал машины.
Другой фактор, подтолкнувший к реконструкции, - стремление ХК `Фаэтон` оптимизировать расходы. Замена старого оборудования новым производства шведской компании Wayne Dresser продиктована желанием создать замкнутую систему топливораздачи. Она должна была предотвратить потери топлива и минимизировать вредные выбросы в окружающую среду. Общие инвестиции в проект оценивались в 10 млн евро, благодаря чему руководство компании рассчитывает увеличить объем продаж в 2006 году на 25%, по сравнению с 2005-м. Это весьма существенно для компании: ее доля на топливном рынке города за 3 года сократилась примерно на 1%. Сегодня, чтобы сохранить статус официального представителя `КИНЕФ`, компания вынуждена бороться за право считаться одной из лучших сетей АЗС Петербурга по уровню сервиса. Ведь ее соперники также реализуют программы модернизации или уже оснащены современным оборудованием.
Конкуренты не дремлют
А модернизация сети ведущего игрока на петербургском рынке - компании `ПТК` - охватила не только АЗС, но и две его нефтебазы - `Ручьи` и `Красный нефтяник` суммарной вместимостью 105 тыс. тонн. Их переоснащение намечено завершить до конца 2006 года. В середине января стало известно об окончании реконструкции линии по сливу мазута на нефтебазе `Красный нефтяник`, где теперь зимой могут обрабатывать до 30 железнодорожных цистерн в сутки.
По данным председателя совета директоров `ПТК` Юрия Антонова, объем инвестиций в модернизацию нефтебаз - около 3,4 млн евро. А всего в этот проект в течение последних лет было вложено 14 млн евро. Эти инвестиции окупаются по мере роста прибыли `ПТК`. Об этом можно судить по увеличению уплаченных компанией акцизов: только за 10 месяцев 2005 года они выросли до 1 млрд руб. (+10% к аналогичному периоду 2004-го). Как утверждают в `ПТК`, такие результаты достигнуты за счет привлечения новых покупателей.
Второй по величине продавец топлива в Петербурге - корпорация `Балт-Трейд` - также вышел на евростандарты. Правда, если доля сети этой компании в 1998 году составляла более 60% топливного рынка Северо-Запада РФ, то со временем она заметно уменьшилась под натиском конкурентов. Однако если компания начинала работу с АЗС упрощенного (контейнерного) типа, то теперь заправки группы компаний, персонал которой превышает 3 тысячи сотрудников, располагают современными комплексами с топливораздатчиками.
Цены и объемы реализации
Сегодня в Петербурге ежемесячно в розницу продают около 10 тыс. тонн светлого топлива. Причем в 2005 году, по сравнению с 2004-м, объемы его продаж увеличились, по разным оценкам, на 10-15%. Почти на столько же росла реализация и в течение предыдущих двух лет.
В целом в России первичная переработка нефти в 2005 году, по данным Минпромэнерго РФ, увеличилась до 206,3 млн тонн. При этом темпы роста потребления оказались ниже уровня автомобилизации населения (+6,4% к 2004-му). Еще меньше оказался уровень закупок бензина (+5%).
Нельзя сказать, что в РФ стали и активнее потреблять дизтопливо, хотя его производство увеличилось на 8,3%: эти показатели свидетельствуют только о повышении аппетитов его экспортеров.
На производителей заметно повлияла и политика Правительства РФ, которая заставила их меньше продавать сырья и больше - нефтепродуктов. Ведь добыча нефти (с газовым конденсатом) в РФ в 2005 году увеличилась всего до 470,2 млн тонн (+2,4% к 2004-му). Соответственно экспорт нефти из РФ снизился до 251 млн тонн (-1,1%).
Остается добавить, что через Большой порт Санкт-Петербург в 2005 году экспортировано 16,1 млн тонн нефтепродуктов - в основном компаниями `КИНЕФ` (Киришского НПЗ), `ЛУКОЙЛ`, `ЮКОС`, `Татнефть` и `Башнефть`. И соперничество на топливном рынке Петербурга во многом определяется политикой именно этих компаний и их дистрибуторов.
Доли рынка крупнейших трейдеров топлива в Петербурге
`ПТК` 27%
`Балт-Трейд` 20%
`Фаэтон` 12%
`Славнефть` 11%
`Несте` 7%
`ЛУКОЙЛ` 4% |