Министерство строительства РК выработало концепцию развития дорожного хозяйства Карелии. Министр Валерий Момотов представил документ правительству Республики Карелия
Почему возникла необходимость в новой концепции? Дело в том, что работы по программе `Дороги Карелии` (1998-2005 гг.) завершились. Можно подвести итоги определенного этапа развития дорожной сети и сформировать планы на будущее. Правда, прежде надо определиться с направлением, в котором следует идти.
Сеть автодорог
придется расширить
Когда началось выполнение программы `Дороги Карелии`, республика имела не слишком хорошую дорожную связь с другими регионами. Главной задачей стало расширение сети автодорог. Сделано немало в этом направлении. Завершилось строительство участков дорог на границах с Вологодской и Архангельской областями.
Республика вошла в единую транспортную сеть России. Появились новые дороги или были расширены уже существовавшие в Карелии - в южных районах, в Медвежьегорском районе и многие другие. Возможно, успели бы сделать больше, но изменилась система финансирования дорожной отрасли. Перестали действовать федеральный и республиканский дорожные фонды. Средств стало меньше.
Плотность дорог с твердым покрытием в Карелии - около 9 км на одну тысячу жителей. В Ленинградской области этот показатель выше - 13 км, в Республике Коми - 5 км.
Министр строительства РК Валерий Момотов отметил, что в условиях нехватки средств приоритет отдавали дорожному строительству, а на ремонт дорог денег уже не хватало. Однако сейчас, если не инвестировать средства в ремонт, можно потерять и то, что уже есть.
Не соответствуют
нормативам
В Карелии более 50% дорог не соответствует нормативам по прочности покрытия и около 80% - по ровности. Почти 60% асфальтобетонного покрытия, 40% гравийного покрытия и 20% обочин требуют ремонта. 197 мостов (треть от существующих) - в неудовлетворительном состоянии.
Часть дорог настолько разрушена, что их нужно переводить из категории дорог с усовершенствованным покрытием в категорию гравийных дорог. Потому концепция и ставит одну из главных целей - улучшить состояние дорог.
Правда, едва ли не самый сложный вопрос: кто будет этот ремонт осуществлять? В концепции отмечено: `Недостаток финансирования ремонтных работ и работ по содержанию автодорог сказался на работе специализированных предприятий, работающих на рынке дорожных работ. На рынке присутствуют исключительно государственные унитарные предприятия`.
А ГУПы имеют немало проблем: изношенность основных фондов, отсутствие технологического оборудования, недостаток квалифицированных кадров, слабый менеджмент... Создание конкурентной среды - одна из приоритетных задач.
На условиях софинансирования будет продолжено строительство дороги Пряжа-Леметти. Федеральные власти решили выделить на это дополнительно 50 млн руб. До этого в 2005 году уже направили 120 млн руб. на строительство этой дороги, Карелия также изыскивает возможность финансировать объект. Из карельского бюджета было направлено около 60 млн руб. В 2006 году планируют получить из бюджета РФ 250 млн руб.
Создатели концепции полагают, что ее реализация позволит создать на дорогах Карелии безопасные и комфортные условия. В результате к 2015 году снизится количество ДТП, которые происходят при сопутствующих неудовлетворительных дорожных условиях, на 10%. Этого предполагают достичь за счет увеличения объемов ремонта дорожных покрытий до 300 км в год. Кстати, в 2005 году отремонтировано всего 5 км.
Евросоюз готов
помочь деньгами
Будет развиваться сотрудничество с международными организациями в этом направлении. Европейский союз предложил республике участие в программе `Развитие придорожной инфраструктуры по маршруту Финляндия-Карелия-Архангельск`.
Архангельская область уже сотрудничает с Финляндией в рамках этой программы. ЕС готов выделить 260 тысяч евро. В частности, они пойдут на установку двуязычных дорожных знаков.
Однако не только ремонт будет обеспечивать сохранность дорожных покрытий. Легче не доводить дороги до ремонта. В Карелии уже создана единая служба контроля за состоянием дорог. Это первый шаг в цепи профилактических мероприятий. Затем предполагается создать систему диагностики автодорог.
Ожидается даже создание службы прогнозирования погодных условий. В Европе по такой технологии работают давно. Дорожные метеостанции могут за 5-6 часов до резкой смены погоды предсказывать ее. Первая дорожная метеостанция в Карелии появится в 2006 году на дороге Пряжа-Леметти.
Информация дорожных метеостанций будет доступна не только дорожникам, но и водителям. Ее будут размещать в Интернете и в любой гостинице, имеющей выход в мировую сеть.
Новую концепцию развития дорог в Карелии приняли. Теперь до 2015 года строить и ремонтировать их будут в соответствии с программой. Правда, остались вопросы. Какие конкретные механизмы реализации концепции предлагает Минстрой Карелии? И за счет чего повысят качество работы дорожных организаций?
Протяженность дорог
общего пользования в Карелии
на начало 2005 года
Всего 7800 км
В том числе
автодорога `Кола`
(Петербург-Мурманск) 760 км
Расходы на содержание, ремонт
и строительство дорог в Карелии
в 2006 году
Всего 1,133 млрд руб.
(+ 20% к 2005-му)
В том числе
на содержание
и ремонт дорог 550 млн руб.
(+ 20% к 2005-му) |