Емкость рынка услуг ЖКХ в Петербурге, по самым скромным расчетам, превышает 10-15 млрд руб. в год. Такие объемы притягивают к нему частные компании
Первопроходцами на этом рынке стали частные управляющие компании (УК). Они обслуживают как старые дома в Невском, Василеостровском, Петроградском и Адмиралтейском районах, где создано не менее 16 УК, так и новые жилые комплексы.
Восторги быстро стихли
Поначалу деятельностью управляющих компаний только восторгались. В 2003 году в правительстве Петербурга создали Госжилинспекцию. И спустя некоторое время в ней стали накапливать претензии не только к жилкомсервисам, но и к УК.
Этой участи не избежали даже такие компании, как ООО `Питер Дуссманн` и `Стакс`, которые на первом этапе реформы ЖКХ служили едва ли не образцами нового подхода к ведению бизнеса, организованного по типу системы хаусмастеров.
Впрочем, нарушения нарушениям рознь. Если жилкомсервисами граждане недовольны, потому что от них не дождешься помощи, то управляющие компании попадают под прицел критики лишь за отдельные недостатки - за качество выполнения услуг и за попытки взять с жильцов дополнительную плату. Если такое не получается, то УК начинают искать окольные пути для прибавки дохода. Например, сдают в аренду нежилые помещения, не сообщая об этом собственникам. За это частникам и достается от контролеров.
Воспитаем бабу-ягу
в своем коллективе
Начальник управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями Жилищного комитета правительства Петербурга Олег Вихтюк считает, что воспитать добросовестных поставщиков услуг непросто. Необходим диалог между УК, собственниками жилья и государством. И он начат в рамках программы `Безопасный город 2005-2007 гг.`, в которой сделана попытка определить приоритеты развития реформы ЖКХ и стандарты качества услуг.
Кроме того, идет поиск путей повышения эффективности системы управления жилфондом, предпринимается попытка создать конкуренцию в жилищной сфере. Причем переходный этап преобразований предполагалось завершить в 2006 году.
В `Ассоциации управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере Санкт-Петербурга` полагают, что для эффективной работы УК целесообразно передавать в управление целые жилые кварталы. Пока у городских властей и частников нет единой точки зрения на то, как это сделать.
Председатель Жилищного комитета администрации Петербурга Юнис Лукманов настаивает на том, чтобы петербуржцы сначала создавали ТСЖ, а потом выбирали, кому отдать подряды - жилкомсервисам или профессиональным УК. Рынок, мол, постепенно завоюют наиболее успешные компании. Представители частных компаний, в свою очередь, говорят, что в таком случае реформа растянется на десятилетия. Проблема в том, что выгодно брать на обслуживание только микрорайоны с новостроем, о чем свидетельствовали, в частности, планы компании `ЛенСпецСМУ` по управлению территориями на Васильевском острове.
В целом же нынешний уровень квартплаты в РФ покрывает расходы УК в основном на текущий ремонт. На капитальный ремонт, как показывает практика зарубежных фирм, средства накапливают за 10-20 лет. А приводить в порядок жилищный фонд надо сейчас. Значит, придется искать схемы финансирования долгосрочных программ капремонта.
Один из вариантов - проводить аукционы по передаче в управление не только отдельных зданий, но и территорий вокруг них.
Правда, тогда возникает вопрос о равных правах для жилкомсервисов. Но как только о них заходит речь, дальнейшие дискуссии прекращаются: в нынешней ситуации жилкомсервисам нельзя доверять муниципальное имущество - разворуют...
Сбережем воду и тепло
Частные компании готовы взять в управление и другие секторы услуг населению, в том числе - инженерные сети. В 2004 году правительство Петербурга подписало соглашение с ОАО `РКС`, дочерняя фирма которого `Санкт-Петербургские коммунальные системы` обязалась построить котельную в районе Ржевка - Пороховые.
Ориентировочная стоимость проекта -
1,2 млрд руб., намеченный срок реализации - 3 года. Соглашение предполагает сотрудничество в реализации программ по учету тепла, воды и электроэнергии, а также управления жилфондом при условии привлечения инвестиций в ЖКХ.
А гендиректор ОАО `Юго-Западная ТЭЦ` Григорий Фельдман готов построить и взять в эксплуатацию не только новую теплоэлектростанцию (аналог Северо-Западной ТЭЦ), но и теплотрассы, и кабельные линии электропередачи. А тарифы удастся удерживать конкурентоспособными за счет использования прогрессивных технологий. Например, закрытой схемы циркуляции тепла, что одновременно повысит качество горячей воды в домах.
Ряд компаний не прочь заняться управлением действующими внутридомовыми сетями. Сейчас их эксплуатация убыточна. Доходы же, как полагают специалисты ЗАО `НПФ `Теплоком`, можно получить, изменив систему учета потребления тепла и внедрив регулируемые системы отопления. Это сократит общие расходы.
А гендиректор `ПО `ТВЭЛ` Олег Султанов утверждает, что выгодно обслуживать и инженерные сети в микрорайонах. Это позволит, во-первых, полнее загрузить производственные мощности предприятия: сейчас заказы поступают неритмично, что увеличивает цену продукции (трубы и изоляция).
Во-вторых, модернизация сетей поможет сократить потери тепла при его доставке в дома, а также объем аварийного ремонта. Теплосети О. Султанов предлагает передавать частным организациям на условиях концессий без права собственности. То есть при замене труб сеть не переходит в собственность концессионера. Опыт, накопленный в Сургуте, подтверждает реальность подобных расчетов.
На что чаще всего жалуются граждане в сфере ЖКХ
(% от всех жалоб)
Затопленные подвалы
и протечки труб 13,6%
Плохое состояние
фасадов 6,6%
Дефекты кровли 6,2%
Проблемы
с водоснабжением 3,6%
Жалобы
на руководство УК 2,7% |