При документальном подтверждении расходов на рекламу, организованную в форме распространения сувенирной продукции с нанесенным на нее логотипом налогоплательщика, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, необязательно наличие письменных договоров дарения сувенирной продукции.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2005 г. N А66-13857/2004
Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ в части доначисления обществу налога на прибыль, авансовых платежей по налогу на прибыль и пеней в связи с неправомерным отнесением к расходам произведенных обществом затрат на рекламу.
Налоговый орган полагает, что налогоплательщик не подтвердил обоснованности количества приобретенных сувениров, предназначенных для распространения в рекламных целях среди контрагентов, а также факта вручения сувениров на выставке, поскольку отсутствуют договоры в письменной форме о дарении этих сувениров участникам и гостям выставки.
На этом основании инспекция считает, что общество не доказало экономической обоснованности затрат на рекламу в целях получения в дальнейшем прибыли и их реальности.
Позиция ФАС СЗФО
В силу подп. 6 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, к которым согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений
п. 4 ст. 264 НК РФ.
Определение понятия `реклама` для целей налогообложения прибыли дано в Федеральном законе от 18.07.1995 N 108-ФЗ `О рекламе` (далее - Закон о рекламе).
При этом расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения в размере фактических расходов, предусмотрены п. 4 ст. 264 НК РФ, и расширению этот перечень не подлежит.
ФАС Северо-Западного округа указал на несостоятельность довода налогового органа о том, что общество не доказало факт дарения его сувенирной продукции письменными договорами о дарении или иными документами.
Ни Законом о рекламе, ни законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, что распространение рекламы, в том числе в такой форме, как вручение неопределенному кругу лиц сувенирной продукции с логотипом налогоплательщика, должно оформляться как договор дарения.
Согласно ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Из приведенных норм следует, что обязательным признаком рекламной информации является ее целевая направленность на реализацию товаров, идей и начинаний.
В данном случае сувенирная продукция с изображением товарного знака общества (ручки, зажигалки, часы и другое), предназначенная для неопределенного круга лиц, по своим признакам относится к рекламной продукции.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что довод налогового органа о необходимости применения в данном случае норм гражданского законодательства является неправомерным и противоречит нормам закона.
НДС по ставке 0% облагается не только та часть выручки, которая получена перевозчиком за услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортируемых грузов на территории РФ, но и та часть выручки, которая получена за оказание тех же услуг за пределами территории РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда
Северо-Западного округа от 12 августа 2005 г. N А05-1000/05-26
Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России в части отказа в применении налоговых вычетов по НДС.
По мнению налоговиков, общество неправомерно завысило облагаемую НДС базу на стоимость транспортных услуг, оказанных за пределами РФ, по перевозке экспортируемых за пределы территории России и импортируемых на ее территорию товаров, и потому излишне предъявило к возмещению из бюджета НДС по данным операциям.
Позиция ФАС СЗФО
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
При этом положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории РФ товаров и импортируемых в РФ, выполняемые российскими перевозчиками.
Согласно п. 1 ст. 157 НК РФ при осуществлении перевозок грузов морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки только в пределах РФ, однако п. 3 этой статьи установлено, что положения этой статьи применяются с учетом норм п. 1 ст. 164 НК РФ.
Подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ не установлено, что НДС по ставке 0% облагается только та часть выручки, которая получена перевозчиком за услуги по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортируемых грузов на территории РФ, а за ее пределами стоимость услуг обложению не подлежит.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычеты сумм налога, предусмотренных ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ (подп. 1-3 ст. 172 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на суммы НДС, предъявленные и фактически уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг).
При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган первичные документы, подтверждающие уплату НДС поставщикам и принятие приобретенных товаров на учет, а при реализации товаров на экспорт - установленные ст. 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0%. |