Перед новогодними каникулами Гильдия управляющих и девелоперов (ГУД) подвела итоги 2005 года. Оптимистичный и бодрый настрой, царивший в зале `Чайковский` Гранд-отеля `Европа`, невольно вызвал воспоминания об отчетных собраниях советского времени, когда успехи воспринимались как само собой разумеющееся, будущее виделось исключительно в светлых тонах, а весь негатив отображался бегло, скупыми штрихами и чаще всего в жанре щадящей самокритики
`Жить стало лучше, жить стало веселее, особенно для тех, кто работает в коммерческой недвижимости`, - такими словами выразил общий настрой директор компании `Астера` Алексей Филимонов. В подтверждение он привел следующие аргументы: в 2005 году даже не самые удачные торговые центры не могли жаловаться на невнимание арендаторов, цена покупки торговых площадей на Невском проспекте `пробила` уровень $10 тыс. за квадратный метр, и те, кто смог заключить сделку по этой цене, чувствуют себя счастливыми, а имидж Петербурга в глазах западного инвестиционного сообщества более чем положительный.
Однако, по его словам, проблема в том, что на рынке отсутствует продукт, востребованный западными держателями `длинных денег`. Созвучные оценки давали и другие выступавшие.
`Такое ощущение, что рынок абсолютно ненасытен: стройте, сколько хотите, - поделился мнением генеральный директор петербургского отделения Colliers International Борис Юшенков.
`На офисном рынке ситуация в целом спокойная, - отметил генеральный директор компании `ВМБ-Траст` Александр Гришин. - Рост идет по всем классам, А, В и С, причем в секторе А подъем был практически двукратным, а рынок остается ненасыщенным`.
2006 год, как считают члены ГУД, сулит рынку дальнейший рост. Так, согласно прогнозам в этом году стоимость квадратного метра торговой площади на Невском проспекте может достичь $15 тыс., а суммы, которые придется отдавать за торговые помещения в центре города, вырастут в среднем на 20%.
Наверняка по принципу `вперед и выше` будет развиваться и офисный рынок. Серьезные инвесторы, в том числе компании с западным капиталом, которые еще только начинают разворачиваться в Петербурге, демонстрируют стремление развивать прежде всего сегмент `премиум`. Так, фирма Ruric AB, учрежденная представителями шведского бизнеса специально для реализации проектов в России, уже объявила о намерении превратить пять зданий в Петербурге, выкупленных в собственность, в бизнес-центры класса А.
Глава петербургского представительства Ruric AB Александр Дымов сообщил, что объем уже сделанных его компанией инвестиций в петербургскую недвижимость составил более $50 млн, а в 2006 году запланировано вложить еще $100-150 млн.
Президент Гильдии управляющих и девелоперов Юрий Борисов прогнозирует, что в 2006 году можно ожидать расширения сектора фэшн-торговли, в том числе появления новых центров, ориентированных на продажу дорогостоящей модной одежды и аксессуаров. Минувший год был отмечен открытием первого в Петербурге (и в России) мегабутика компании Vanity в торговом центре `Опера` на Казанской улице, в будущем ожидается появление второго центра роскоши в здании, где в прежние времена располагался универмаг `ДЛТ`, сейчас его реконструирует компания Mercury.
В то же время, как отметил руководитель ГУД, в сфере массового ритейла появляется все меньше новых имен и параллельно заметно обостряется конкуренция среди ведущих участников рынка. Очевидно, что эта тенденция сохранится и в новом году.
В числе других прогнозов, звучавших на Рождественском саммите гильдии, отметим предполагаемое увеличение средней площади торгового центра, а также более четкую специализацию торговых точек по аудиториям и группам товаров. Последнее в целом совпадает с разговорами об ужесточающейся конкуренции: в поисках преимуществ компании стремятся обеспечить себе преданную аудиторию, найдя или сформировав ее.
Фирма Ruric AB, учрежденная представителями шведского бизнеса специально для реализации проектов в России, уже объявила о намерении превратить пять зданий в Петербурге, выкупленных в собственность, в бизнес-центры класса А
|