Министр транспорта РФ
Игорь Левитин:
- Обсуждение проблем дальнейшего развития Большого порта Санкт-Петербург своевременно. Ведь до 2009 года предстоит унифицировать железнодорожные тарифы на внутренних и международных маршрутах. При этом порт может оказаться неконкурентоспособным и часть грузов уйдет в соседние страны. Сейчас идет поиск компенсационных вариантов господдержки отечественных портовиков. Однако они не решат всех проблем. Частный бизнес не идет в морпорты РФ, зато интенсивно осваивает терминалы Украины и стран Балтии. Главные препятствия для инвесторов в РФ - бюрократия в земельных, имущественных и договорных отношениях между различными ведомствами. Петербург стремятся превратить в центр дистрибуции. Но я не уверен, что отечественные стивидоры готовы сотрудничать с крупными экспедиторами так, как это делают их конкуренты на Западе.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко:
- Задачи экономики и транспортной системы Петербурга увязаны с теми задачами, которые решают на общероссийском уровне. Только пятая часть грузов в морском порту перерабатывается для нужд города. Остальное - федеральный транзит. В связи с этим в 2006 году планируется завершить подготовку пакета документов, уточняющих статус Большого порта Санкт-Петербург и регулирующих его деятельность. Правительство города также предложило Минтрансу РФ выступить заказчиком по корректировке Генсхемы развития порта с учетом современных требований. После этого соответствующие поправки намечено внести в Генплан развития Петербурга.
Председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга Андрей Карпов:
- Вызывают сомнение методики прогнозирования развития Большого порта Санкт-Петербург: предыдущий пятилетний прогноз не выдержал проверки временем - сегодня стивидоры вышли на рубежи 2010 года. Насколько интенсивно будет развиваться портовый комплекс дальше? От этого будет зависеть объем инвестиций, которые понадобятся для обустройства подходов к порту как морских, так и сухопутных. Между тем уже сегодня очевидно: средств на дноуглубление у ФГУП `Росморпорт` не хватает. Не обойтись и без модернизации автодорожных подходов. Такие затраты бюджет Петербурга не выдержит. А строящийся Западный скоростной диаметр за счет федеральных средств обеспечивает доступ далеко не ко всем терминалам порта.
Начальник ФГУ `Администрация морского порта Санкт-Петербург` Петр Паринов:
- За 11 месяцев 2005 года в Петербург зашло больше судов, чем за весь 2004 год. По данным исследований специалистов ГМА имени адмирала С. О. Макарова, обустройство проходов через судопропускные сооружения С1 и С2 позволит увеличить судооборот порта на 60%. Однако реконструировать надо не только главный морской канал, но и систему подходных фарватеров для судов типа `река-море`. Вывести речфлот в отдельное русло целесообразно и в плане обеспечения безопасности мореплавания: в предыдущие годы зафиксирован всплеск аварийности теплоходов на Неве, но можно ожидать аналогичной ситуации и в акватории морского порта. Обустройство фарватеров и завершение строительства ворот С1 и С2 Комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений следовало бы скоординировать.
Начальник Октябрьской железной дороги - филиала ОАО `РЖД` Виктор Степов:
- По ОЖД в 2005 году перевезено 56,8 млн тонн грузов во все отечественные морские порты Северо-Запада, из них на Петербург - 24,7 млн тонн. Это показывает, что доля петербургских терминалов в структуре железнодорожных грузопотоков достигла высокого уровня. И она продолжает расти. Не случайно в развитие припортовой инфраструктуры стальных магистралей за последние 5 лет железнодорожники инвестировали 6,5 млрд руб., а если учитывать вложения во все проекты, связанные с портом, то получится 15 млрд руб. Удалось вывести часть грузопотоков в обход основных путей на Финляндском направлении, что ускорило подвозку грузов к причалам Петербурга. Обустраивают развилку в районе Мги. Предполагается модернизировать железнодорожный участок до станции Сонково, удлинить и электрифицировать пути до станции Автово. |