Рынок связи продемонстрировал в 2005 году рекордные доходы: по данным министра информтехнологий и связи РФ Леонида Реймана, они выросли до 710 млрд руб. (+31% к 2004-му) и составили больше половины от всех доходов рынка информационных технологий
В министерстве объясняют это притоком инвестиций в развитие средств связи: отечественные инвестиции в основной капитал превысили $4,3 млрд, а иностранные - около $2,6 млрд (вдвое больше, чем в 2004-м!). В результате компании расширили поле деятельности и спектр услуг. Однако не секрет, что основные доходы обеспечили операторы мобильной связи. И в Мининформтехнологий и связи РФ попытались протащить вместе с Законом `О связи` ряд предложений, которые позволяют увеличить доходы проводной телефонии.
Речь идет о введении на выбор граждан тарифных планов в виде абонентской, повременной или комбинированной системы оплаты телефонных звонков. Кроме того, операторы электросвязи давно уже настаивали на праве устанавливать любые виды тарифных планов на услуги местной и междугородной телефонной связи, как и операторы мобильной связи (с учетом различий по часам суток, дням недели, объему оказанных услуг связи и способам обслуживания).
Наконец, в РФ хотят ввести входящие бесплатные звонки на `мобильники` с проводных телефонов. Однако за них должны будут раскошелиться абоненты фиксированной связи: для них звонок на сотовый предложено расценивать как зоновый (междугородный).
Насколько возрастут в результате этих мер доходы электросвязи, во многом зависит от тенденций развития рынка мобильной связи.
Телефон как аксессуар
Сейчас в среднем на 100 человек в РФ приходится по 84 `мобильника`. Если раньше количество сотовых абонентов удваивалось примерно каждый год, то в 2005-м впервые темпы роста уменьшились до 70%. Это объясняют тем, что рынок сотовой связи в Москве и Петербурге насыщен: в этих двух городах на 100 жителей соответственно по 131 и 114 телефонов. Больше двух телефонов абонентам иметь бессмысленно. Потому в 2006 году люди будут не столько приобретать новые аппараты, сколько менять старые: большинство абонентов воспринимают свой телефон не только как средство связи, но и как аксессуар. И может найтись немало поводов его обновить.
Покупка нового телефона нередко побуждает обновить и тарифный план или вообще становится поводом для смены оператора, если на этом удастся выгадать средства. Заметим, что эта тенденция более характерна для Москвы. В Петербурге до сих пор многие абоненты склонны скорее терпеть убытки, чем потерять старый номер телефона, перейдя на другой тарифный план. Впрочем, доля таких абонентов также неуклонно сокращается: выгоднее потратить некоторое время, чтобы обзвонить круг знакомых и сообщить им свой новый номер, чем переплачивать за услуги сотовой связи.
Борьба за кочующих абонентов
К миграции абонентов от одного оператора связи к другому в компаниях `МТС` и `ВымпелКом` (торговая марка `Би-лайн`) относятся серьезно. Ранее считалось, что таких клиентов можно привлечь только демпингом - предоставлением бесплатных минут при подключении, снижением расценок.
Теперь в `ВымпелКоме` явно меняют тактику: новая линейка тарифов без абонентской платы вроде бы не дает прямых льгот. Тариф за минуту может оказаться таким же, как у конкурентов. Но введенные в Петербурге варианты посекундной оплаты и скидки на последующие минуты разговора дают ощутимую разницу с самыми `легкими` тарифами, скажем `МегаФона`. И этот выигрыш привлекает клиентов, несмотря на некоторые неудобства услуг `Би-лайн`: неустойчивая связь в старых зданиях в центре города и в отдельных микрорайонах в новостройках, а также отсутствие сигнала на некоторых станциях метро.
Причем по тарифам без абонентской платы `Би-лайна` можно получить пакет Интернет-услуг и при определенных условиях даже доступ к международному роумингу, а `облегченные` планы `МегаФона` избавлены от `лишнего` набора услуг.
В `МТС` тоже не остаются в стороне от творчества по модернизации своих тарифов. Однако в компании при этом учитывают, что по уровню покрытия таких стратегических для Северо-Запада РФ зон, как Петербург и Ленобласть, `МТС` практически приблизилась к `МегаФону`. Теперь остался только один шаг, чтобы стать с ним вровень по качеству связи в этих зонах - обеспечить такую же устойчивость приема сигнала, как у `МегаФона`. Тогда `МТС` способна вновь потеснить своего основного конкурента в регионе. Ведь у нее есть и другие козыри, среди которых - хороший прием при поездках в автомобиле и привлекательный роуминг с Москвой.
Как бы то ни было, и в `ВымпелКоме`, и в `МТС` стараются приручить значительную часть неустойчивых абонентов. И не только приручить, но и попытаться дать им возможность говорить больше.
Игрушки для богатых
На этом фоне странной выглядит позиция руководства `МегаФона`. На последней пресс-конференции директор Северо-Западного филиала ОАО `МегаФон` Александр Волков (на снимке) откровенно заявил, что не считает нужным искать способы привлечения абонентов, которые перебегают от одного оператора к другому. `Мы - лидеры в регионе. Пусть на нас равняются другие компании сотовой связи`, - сказал он. А абонентов, исчерпавших лимит оплаченного времени и в течение 3 месяцев не пополнил счет, снимают с учета.
В `МегаФоне` упрямо держатся прежней политики: привлекать клиентов за счет качества сервиса и новых услуг. Что же в этом плане предлагает компания в 2006 году? Во-первых, вводит единый абонентский договор, где разложат по полочкам права и обязанности исполнителя и потребителя услуг. Во-вторых, предлагает услуги мобильного телевидения (вывод телепрограмм на экраны `мобильников` или ноутбуков, если есть доступ к Wi-Fi). В-третьих, в системе тарификации и расчетов будут использовать не условные единицы, а рубли. Правда, эти новшества выглядят скорее как реклама, с помощью которой `МегаФон` старается компенсировать сокращение абонентской базы.
Однако в компании явно бравируют, когда утверждают, что делают ставку только на элитных и корпоративных клиентов, на что указывает отмена сроков действия карточек с `облегченными` тарифами в Петербурге. Еще полгода назад менеджеры `МегаФона` категорически утверждали, что на такие уступки не пойдут. И тем не менее пошли. А это значит: уж очень сильно конкуренты поджимают...
Доходы рынка информационных технологий РФ в 2005 году, млрд $
2005 г. К 2004-му
Всего 36,4 +31,4%
В том числе:
от услуг связи 24,7 +31%
от продаж
информтехнологий 10,7 +20%
от экспорта ПО 1,0 +50%
В России в 2005 году:
число абонентов мобильной связи достигло 120 млн человек
доходы от услуг связи составили 710 млрд руб.
объем услуг связи населению составил 370 млрд руб. |