Напомним, что в середине лета 2005 года руководители 16 частных и ведомственных клиник Петербурга заявили руководству ряда страховых компаний, работающих с ними по программам добровольного медицинского страхования (ДМС): если страховщики не погасят свои долги перед врачами в течение 3 месяцев, то их клиенты впредь в этих клиниках обслуживать не будут.
Обвиненные страховщики испугались, что вполне понятно: во-первых, им грозила потеря имиджа в глазах клиентов, а во-вторых, страховщики сегодня нуждаются в коммерческих клиниках, пожалуй, даже в бoльшей степени, нежели клиники - в страховщиках. Причина в том, что самые дорогие полисы страховщики продают именно благодаря тому, что обещают своим клиентам обслужить их в частных клиниках высокого класса.
Обвинения - серьезные
И все же в июле Комитет по медицинскому страхованию `Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада`, отстаивая корпоративную честь, не побоялся обострения отношений и выдвинул несколько не менее громких обвинений в адрес медучреждений: рост цен на лечение в Петербурге за I полугодие 2005-го составил 28% (данные территориального органа Федеральной службы госстатистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), что более чем втрое превышает темпы инфляции и в 2,6 раза опережает средний рост цен на медуслуги по стране;
- в медцентрах есть случаи оказания `необоснованно избыточного количества медицинских услуг`;
- имеет место ценовая дискриминация в отношении страховых компаний, когда цены на медицинские услуги в некоторых медучреждениях по страховому полису превышают кассовые цены на 25-30%. В этом страховщики усмотрели попытку врачей `выставить ценовые барьеры` перед страховыми компаниями и тем самым выйти из-под контроля страховых экспертов, дабы продолжать продавать пациентам `необоснованно избыточные медицинские услуги`.
Тут требуется внести важное уточнение. Обвиняя медиков, страховщики не провели четкой границы между государственными и частными лечебными учреждениями, хотя сделать это было необходимо: все-таки проблемы, которые страховщики имеют с каждой из этих групп, неодинаковы.
Вопрос денег - самый главный
Когда по горячим следам мы спрашивали директоров частных клиник, чем объясняется рост цен в их учреждениях на 28% за полгода, то во всех случаях видели одно - искреннее непонимание. Солидность источника, на который ссылались страховщики в своем заявлении - территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Санкт-Петербургу, не вызывала сомнения. И все же медики категорически не признавали за собой раздувания цен.
`У нас не было такого роста цен. Более того, мы их даже снизили, - утверждал главврач и гендиректор American Medical Clinic Ефим Данилевич. - Я утверждаю, что другие крупные частные клиники в последние годы тоже не меняли цен. Зато этим непрерывно занимаются хозрасчетные отделения государственных больниц - поднимают понемногу, но часто. Видимо, получая от них счета, страховые компании и увидели столь большой рост цен за полгода.
Такое же мнение высказал и директор крупнейшей в Петербурге частной службы скорой и травматологической помощи `Корис` Лев Авербах: `Служба государственной статистики никогда не запрашивает цены у частных клиник, зато обязана учитывать цены в коммерческих отделениях государственных учреждений здравоохранения`.
Монолог с пристрастием
Жалобы на государственные медучреждения не ограничиваются только перечисленными. Вот что довелось услышать от директора одной петербургской страховой компании, просившего не называть его имени:
`Мы просто не знаем, что делать. Медики хотят получать деньги в карман, а не официально. В одной из приличных клиник был случай... Хотя аорто-коронарное шунтирование в программу страхования не входит, но для наших клиентов за дополнительную плату мы можем организовать его. Нашему клиенту оно и потребовалось. Жена больного узнала у лечащего врача, сколько это стоит - 70 тыс. руб. Работодатель больного согласился оплатить операцию, но только через страховую компанию, что вполне понятно: он получил бы налоговые льготы. Когда в ту же больницу позвонили мы, нам назвали уже другую сумму - 160 тыс. руб. Вывод? Без нашего участия врач надеялся госпитализировать больного по системе ОМС, а деньги положить себе в карман.
Такие случаи происходят все чаще. Еще история. Мы договорились с медучреждением о госпитализации больного в двухместную палату. Уточнили все, направили гарантийное письмо. Позвонили больному, отправили его на госпитализацию. В последний момент в клинике кладут его не в ту палату и говорят: `Нет, то место нам нужно для больного, который платит `живые` деньги`. И обладатель недешевого полиса лежит на раскладушке пятым посреди четырехместной палаты. Пригрозить им мы не можем, так как платежеспособных клиентов на рынке все больше, а приличных клиник сколько было, столько и осталось`. |