Водка
На водочном рынке так и не появилось национального брэнда. На него 2 года назад в среднем ценовом сегменте претендовал `Флагман`. Теперь на это место метит `Союз-Виктан` - игрок, который в 2003 году был малоизвестен, в 2004-м резко набрал обороты, а в 2005-м - создал разветвленную дилерскую сеть, благодаря которой занял на рынке РФ долю в 3,5% от всех продаж водки. Сейчас на повестке дня - экспансия на Северо-Запад РФ. Важнейшим плацдармом менеджеры `Союз-Виктан` считают Петербург, где на продвижение торговых марок выделили $4 млн.
Заводы, откуда за 10 месяцев 2005 года в Россию поставлено 8,1 млн декалитров (дал) ликероводочной продукции, расположены на Украине. Но сбыт водки на березовых бруньках и линейки марок Medoff осуществляется в основном в России, где и была недавно зарегистрирована управляющая компания. Сейчас она подыскивает для покупки ликероводочный завод. Возможно, это будет одно из предприятий в Ленобласти.
Технологи `Союз-Виктана` утверждают, что водки готовят на `живой` воде - после очистки ее природную структуру восстанавливают, используя магнитные кольца, кристаллы хрусталя и кремний. А феномен успеха Medoff - в английской технологии, где мед служит не вкусовой добавкой, а абсорбентом.
Несмотря на активность нового игрока, лидеры по продажам через торговые сети Петербурга остаются прежними: самыми узнаваемыми брэндами среди населения, по данным ВЦИОМ, считаются водки ТПГ `Кристалл`, ФКП `Союзплодоимпорт` и РВВК (марка `Флагман`). Из петербургских заводов широко представлен `Ливиз`, которому, впрочем, даже собственная сеть фирменных магазинов с трудом помогает сдерживать натиск иногородних заводов.
Новинкой 2006 года станет кальвадос (яблочная водка), которую обещает выпустить весной в продажу ЗАО `ВКЗ `Дагвино`.
Ликеры
Этот рынок считается недооцененным. Если 2 года назад производители делали ставку на молодежь, то теперь, как выяснилось в ходе исследований компании Capital Research Group, наиболее удачливыми продавцами оказались те, кто продвигал ликеры в расчете на вкусы дам. Именно они - самые активные потребители этих напитков. И чем обеспеченнее женщины, тем чаще они покупают ликеры. Правда, для этого большинство предпочитают посещать специализированные магазины.
В высшем ценовом сегменте пальма первенства в Петербурге принадлежит Baileys (R&A Bailey & Co., Ирландия). Вторую позицию в рейтинге занимает ликер Malibu (Diageo Plc., Великобритания).
В среднем ценовом сегменте доминируют, как правило, ликеры региональных производителей. Особенно с натуральными компонентами. Достаточно популярны напитки московского завода `Кристалл`.
Коньяки
Особенность 2005 года - оживление спроса на коньяки (бренди). В высшем ценовом сегменте преобладают французские напитки, среди которых в Петербурге больше всего ценят марки Hennessy и Remy Martin. Однако мало кто знает, что петербургское ЗАО `ВКЗ `Дагвино` часть своих марочных коньяков готовит из французских спиртов. Причем те, из которых сейчас готовят выдержанный не менее 6 лет коньяк `Староневский`, были закуплены в той же провинции, где выпускают известный `Мартель`. Не случайно часть лучших своих марок в `Дагвино` решено продвигать как подарочные.
Основным конкурентом `Дагвино` выступает `Кизлярский коньячный завод`, который развивает в Петербурге свою дилерскую сеть. Продукция завода `Арарат` уступает ему по популярности. |