Издательский холдинг RIAL-Pronto
          Деловая газета
          Северо-Запада России

          Издается в Санкт-Петербурге
          с 1994 года
Деловая карта России

 контакты
 архив

Шоколадные страсти - ЭиВ N 49 (586)
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Шоколадные страсти
No. 49 (586) 26.12.2005
Андрей ЛАЗАРЕВ
В РФ в 2004 году наблюдалась тенденция снижения темпов роста выпуска кондитерских изделий. Однако в 2005-м рынок вновь стал набирать обороты. Причем у отдельных производителей отмечен просто всплеск продаж
Рынок шоколадных изделий в целом после 2002 года оценивается как насыщенный: не случайно бурный рост объемов выпуска продукции на нем (до 13% в год) сменился стабилизацией (до 2 - 2,5% в 2004-м). В 2005-м спрос вырос в основном на шоколад и развесные конфеты, за счет которого, собственно, и достигнут прогресс.



Война брэндов



На шоколадном рынке сегодня выгоднее всего продавать товара меньше, но дороже. Именно потому острая конкуренция между производителями развернулась в сегменте `премиум`. По сути, это борьба брэндов. Главное в ней для лидеров - не только расширить сбыт, перераспределив рынок между крупными игроками, но и отбить атаки появляющихся марок.

Невнимательность к ним может дорого стоить: региональные лидеры постоянно меняются. Их положение неустойчиво. Однако они могут и объединиться. Процесс вертикальной интеграции в РФ еще не завершен, хотя почти 75% общероссийских продаж шоколадных изделий уже контролируют всего 5 игроков: 3 международных концерна (Nestle, Kraft Foods и Mars), холдинг `Объединенные кондитеры` (московские фабрики) и объединение `СладКо`.

Продолжают усиливать позиции и украинские производители. Напомним: кондитерское соперничество России и Украины началось еще в 2000 году. Тогда Минэкономразвития РФ провело антидемпинговое расследование, завершившееся введением в начале 2002-го спецпошлины. Ввоз украинских конфет сократился почти в 5 раз. Однако пошлина касалась только сахаристой продукции, а не конфет с какао-порошком. Это позволило свободно ввозить в Россию карамельно-шоколадную продукцию. В 2004 году, когда действие таможенных пошлин закончилось, украинцы снова заняли четверть всего кондитерского рынка РФ.

Сейчас ряд заводов Украины, включая корпорацию Roshen, переориентирует производства с дешевой на более дорогую продукцию - шоколадную.



Поставки на экспорт



Рынок Северо-Запада РФ имеет отличительные особенности. Его лидеры - петербургские производители четко сегментируют свою продукцию, концентрируя усилия на ограниченном ассортименте товаров, которые поставляют не только в другие города РФ, но и за рубеж. Причем сегодня зарплаты ведущих менеджеров - на уровне процветающих компаний Москвы.

Среди наиболее эффективных в бизнесе можно выделить ОАО `Пекарь`. Комбинат с 1999 года последовательно реализовал ряд инвестпроектов: сначала - с привлечением банковских кредитов, потом - с помощью размещения на биржевых площадках облигационных займов. Приток инвестиций помог предприятию увеличить доходность и расширить сбытовую сеть. Сегодня оно контролирует 90% петербургского рынка шоколадно-вафельных изделий, поставляет продукцию в 50 городов РФ и за рубеж.

В своем сегменте конфет в коробках ОАО `Кондитерская фабрика имени Крупской` достигло таких оборотов, что постепенно превращается из регионального поставщика в национального. Часть продукции также продают за рубеж.

Кондитеры Петербурга одними из первых в РФ стали внедрять современные технологии и прогрессивный маркетинг. Без этого им сегодня было бы трудно конкурировать уже не только с российскими, но и с европейскими производителями. Наступление западных компаний особенно заметно по конфетам в коробках и фирменной упаковке: именно за счет этой продукции в последние годы рос импорт шоколадных изделий в РФ. Причем если ранее продукция, например, итальянской компании Ferrero (марки Raffaello и Rocher) считалась элитной, то теперь она все чаще присутствует в массовых торговых сетях наряду с такой отечественной маркой, как `А. Коркунов`, постепенно оттесняя ее. Это стало возможным благодаря тому, что экспорт в РФ осуществляется польским подразделением компании Ferrero Polska Sp. (она же поставляет шоколадные яйца Kinder Surprise).



У вафель нет своей причуды



В сегменте печенья и упакованных вафель - те же тенденции, что и по шоколадным изделиям. Производители все больше внимания уделяют дорогостоящей продукции. Одним из катализаторов этого процесса послужил неожиданный успех брэнда `Причуда` московского ОАО `КФ `Большевик`, который в 2005 году оказался едва ли не самым узнаваемым среди российских потребителей. Этот пример способен вдохновить региональных производителей, которые вполне могут вывести свои конкурентоспособные марки в аналогичном сегменте продукции.

А вот в сегменте вафель - никаких сенсаций. И лидеры остаются прежними: в основном - московские компании. А в СЗФО среди ведущих игроков - ОАО `Пекарь`.

Рынки печенья и вафель едва ли можно назвать насыщенными: покупатели явно ждут новых марок и даже новых категорий продуктов. Но пока внимание производителей сосредоточено на других видах кондитерских изделий.



Пирожные и торты



Поиск новинок особенно характерен для предприятий, выпускающих торты и пирожные. Один из тех, кто успешно развивает сбыт за счет этого в Петербурге, - ОАО `Заря`. На разнообразие ассортимента, очевидно, сделали ставку и в ОАО `Невские берега`. Причем этот крупный производитель кондитерских изделий увеличивает уставный капитал компании. По неофициальным данным, предприятие готовится привлекать дополнительные капиталы, чтобы расширить сбыт.

Более традиционными путями удерживают рынок кондитерские производства `Метрополь` и `Север`. Но, судя по прилавкам сетевых магазинов, их теснят небольшие предприятия, предлагающие всевозможные новинки. А в целом 2005-й можно смело назвать годом доминирования фруктовых и йогуртовых изделий. Именно их выпуск считается самым рентабельным. Такие торты и пирожные хорошо раскупают. Другая особенность года - резкий рост сбыта подобной продукции в системе общепита, что также способствует дальнейшему росту продаж.



Рост объемов производства предприятий - лидеров рынка

кондитерских изделий в 2005 году (в сравнении с 2004-м)



Kraft Foods +25%

Холдинг



`Объединенные

кондитеры` +15%



Холдинг `СладКо` +10%

В целом по РФ +4%

Другие материалы рубрики
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
29.12.08Презент тому, у кого все есть
Деловому партнеру лучше подарить что-нибудь бесполезное...
29.12.08Новогодний дисконт
29.12.08Крепкие поправки к прошлогодним традициям
Впервые за последние годы россияне стали меньше употреблять крепких алкогольных напитков
29.12.08В сетях неплатежей
29.12.08«Карманный» друг в подарок
29.12.08Панельные горизонты
Каким будет компьютер ближайшего будущего? Большинство экспертов сходятся в одном: скорее всего – сенсорная панель
29.12.08«Хоббиты» среди ноутбуков
Новости компаний
«Грузовичкоф» стал победителем премии Customer Experience Awards - 05.12
«Грузовичкоф» завоевал премию РБК Петербург, посвященной выявлению лучших клиентских практик.
«Русал» собирается построить новый глиноземный завод в Ленобласти - 21.07
На производстве будут использованы технологии экологической безопасности, активно применяемые и в мире, и в России. Компания «Русал» реализует несколько значимых инвестиционных проектов, которые требуют существенных капитальных вложений и находятся в разной стадии строительной готовности.
В Петербурге появился первый в России завод по химической девулканизации резиновых изделий - 21.07
Превращать старые резиновые покрышки в каучук химическим способом будут на новом заводе, который открылся в Петербурге, пока он единственный в России.
Обуховский завод начинает производство легких квадрокоптеров - 25.05
Концерн ВКО «Алмаз – Антей» сообщил, что на Обуховском заводе начато серийное производство многофункциональных беспилотных квадрокоптеров. Аппарат способен без подзарядки пролететь до 20 км со скоростью 120 км/ч.
Фармкомпания Solopharm запустила два новых производства за 2 млрд рублей - 25.05
Петербургская фармкомпания Solopharm запустила два новых производственных участка на заводах по выпуску жидких лекарственных форм и БАДов.
На 25% выросли инвестиции резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» с начала года - 25.05
Объем инвестиций резидентов ОЭЗ «Санкт-Петербург» за 1 квартал 2023 года составил 2,9 млрд рублей, что на 25% больше, чем годом ранее. За аналогичный период 2022 года объем инвестиций резидентов составил 2,3 млрд рублей.
Бывший завод IKEA в Тихвине возобновит работу в июне 2023 года - 23.05
Генеральный директор компании «Лузалес», новый собственник бывшего лесопильного предприятия IKEA в Тихвине Руслан Семенюк заявил, что завод возобновит работу уже в июне 2023 года.
Ссылки, реклама
© Copyright РИАЛ Администратор сайта:
yprokofiev@yandex.ru