Рынок шоколадных изделий в целом после 2002 года оценивается как насыщенный: не случайно бурный рост объемов выпуска продукции на нем (до 13% в год) сменился стабилизацией (до 2 - 2,5% в 2004-м). В 2005-м спрос вырос в основном на шоколад и развесные конфеты, за счет которого, собственно, и достигнут прогресс.
Война брэндов
На шоколадном рынке сегодня выгоднее всего продавать товара меньше, но дороже. Именно потому острая конкуренция между производителями развернулась в сегменте `премиум`. По сути, это борьба брэндов. Главное в ней для лидеров - не только расширить сбыт, перераспределив рынок между крупными игроками, но и отбить атаки появляющихся марок.
Невнимательность к ним может дорого стоить: региональные лидеры постоянно меняются. Их положение неустойчиво. Однако они могут и объединиться. Процесс вертикальной интеграции в РФ еще не завершен, хотя почти 75% общероссийских продаж шоколадных изделий уже контролируют всего 5 игроков: 3 международных концерна (Nestle, Kraft Foods и Mars), холдинг `Объединенные кондитеры` (московские фабрики) и объединение `СладКо`.
Продолжают усиливать позиции и украинские производители. Напомним: кондитерское соперничество России и Украины началось еще в 2000 году. Тогда Минэкономразвития РФ провело антидемпинговое расследование, завершившееся введением в начале 2002-го спецпошлины. Ввоз украинских конфет сократился почти в 5 раз. Однако пошлина касалась только сахаристой продукции, а не конфет с какао-порошком. Это позволило свободно ввозить в Россию карамельно-шоколадную продукцию. В 2004 году, когда действие таможенных пошлин закончилось, украинцы снова заняли четверть всего кондитерского рынка РФ.
Сейчас ряд заводов Украины, включая корпорацию Roshen, переориентирует производства с дешевой на более дорогую продукцию - шоколадную.
Поставки на экспорт
Рынок Северо-Запада РФ имеет отличительные особенности. Его лидеры - петербургские производители четко сегментируют свою продукцию, концентрируя усилия на ограниченном ассортименте товаров, которые поставляют не только в другие города РФ, но и за рубеж. Причем сегодня зарплаты ведущих менеджеров - на уровне процветающих компаний Москвы.
Среди наиболее эффективных в бизнесе можно выделить ОАО `Пекарь`. Комбинат с 1999 года последовательно реализовал ряд инвестпроектов: сначала - с привлечением банковских кредитов, потом - с помощью размещения на биржевых площадках облигационных займов. Приток инвестиций помог предприятию увеличить доходность и расширить сбытовую сеть. Сегодня оно контролирует 90% петербургского рынка шоколадно-вафельных изделий, поставляет продукцию в 50 городов РФ и за рубеж.
В своем сегменте конфет в коробках ОАО `Кондитерская фабрика имени Крупской` достигло таких оборотов, что постепенно превращается из регионального поставщика в национального. Часть продукции также продают за рубеж.
Кондитеры Петербурга одними из первых в РФ стали внедрять современные технологии и прогрессивный маркетинг. Без этого им сегодня было бы трудно конкурировать уже не только с российскими, но и с европейскими производителями. Наступление западных компаний особенно заметно по конфетам в коробках и фирменной упаковке: именно за счет этой продукции в последние годы рос импорт шоколадных изделий в РФ. Причем если ранее продукция, например, итальянской компании Ferrero (марки Raffaello и Rocher) считалась элитной, то теперь она все чаще присутствует в массовых торговых сетях наряду с такой отечественной маркой, как `А. Коркунов`, постепенно оттесняя ее. Это стало возможным благодаря тому, что экспорт в РФ осуществляется польским подразделением компании Ferrero Polska Sp. (она же поставляет шоколадные яйца Kinder Surprise).
У вафель нет своей причуды
В сегменте печенья и упакованных вафель - те же тенденции, что и по шоколадным изделиям. Производители все больше внимания уделяют дорогостоящей продукции. Одним из катализаторов этого процесса послужил неожиданный успех брэнда `Причуда` московского ОАО `КФ `Большевик`, который в 2005 году оказался едва ли не самым узнаваемым среди российских потребителей. Этот пример способен вдохновить региональных производителей, которые вполне могут вывести свои конкурентоспособные марки в аналогичном сегменте продукции.
А вот в сегменте вафель - никаких сенсаций. И лидеры остаются прежними: в основном - московские компании. А в СЗФО среди ведущих игроков - ОАО `Пекарь`.
Рынки печенья и вафель едва ли можно назвать насыщенными: покупатели явно ждут новых марок и даже новых категорий продуктов. Но пока внимание производителей сосредоточено на других видах кондитерских изделий.
Пирожные и торты
Поиск новинок особенно характерен для предприятий, выпускающих торты и пирожные. Один из тех, кто успешно развивает сбыт за счет этого в Петербурге, - ОАО `Заря`. На разнообразие ассортимента, очевидно, сделали ставку и в ОАО `Невские берега`. Причем этот крупный производитель кондитерских изделий увеличивает уставный капитал компании. По неофициальным данным, предприятие готовится привлекать дополнительные капиталы, чтобы расширить сбыт.
Более традиционными путями удерживают рынок кондитерские производства `Метрополь` и `Север`. Но, судя по прилавкам сетевых магазинов, их теснят небольшие предприятия, предлагающие всевозможные новинки. А в целом 2005-й можно смело назвать годом доминирования фруктовых и йогуртовых изделий. Именно их выпуск считается самым рентабельным. Такие торты и пирожные хорошо раскупают. Другая особенность года - резкий рост сбыта подобной продукции в системе общепита, что также способствует дальнейшему росту продаж.
Рост объемов производства предприятий - лидеров рынка
кондитерских изделий в 2005 году (в сравнении с 2004-м)
Kraft Foods +25%
Холдинг
`Объединенные
кондитеры` +15%
Холдинг `СладКо` +10%
В целом по РФ +4%
|