Простейший мониторинг отечественных СМИ при помощи крупнейших поисковых систем показывает, что словосочетание `российско-литовские отношения` появляется на страницах газет и журналов как центральных, так и выходящих на Северо-Западе исключительно редко.
Среди чуть более чем полусотни публикаций, набравшихся за последние шесть месяцев, явное большинство относится к тем осенним дням, когда две страны препирались по поводу падения на литовскую землю российского истребителя.
При этом, однако, незамеченным остался факт, промелькнувший на лентах нескольких информагентств: как свидетельствует официальная статистика, в 2004 году товарооборот между Россией и Литвой превысил 3 миллиарда долларов, что официальные лица обеих стран назвали впечатляющим показателем. За кадром осталась информация о том, что стоит за этими цифрами.
В принципе структура торговли между Россией и Литвой мало изменилась с тех пор, когда обмен товаров шел между двумя советскими республиками. Россия поставляет энергоносители, в значительно меньшей степени - продукцию машиностроительных предприятий, а закупает в основном изделия легкой промышленности и продовольствие.
На сегодня доля литовского продовольствия, продаваемого на российском рынке, невелика - 13-14% от объема экспорта, основными же потребителями стали государства Евросоюза. Однако представители Литвы говорили о стремлении значительно расширить экспорт в российском направлении. В первую очередь речь идет о сфере, в которой Литва традиционно сильна, - продаже продукции животноводства, причем не только мяса, молока и продуктов их переработки, но и племенного скота.
При этом, как следует из оценок литовского Минсельхоза, в 2005 году продовольственный экспорт в Россию увеличился на 30%. Кроме увеличения объемов прямых продаж, литовцы не скрывают интереса к развитию филиальной сети своих ведущих агроконцернов на российской территории.
Также идет речь и о продвижении на российский рынок аграрного туризма - индустрии досуга на базе фермерских хозяйств. На сегодня в Литве действует Ассоциация сельского туризма, государство оказывает как финансовую, так и методическую поддержку фермерам, которые занимаются работой в данной области.
Помимо туризма и сельского хозяйства, литовцы связывают надежды на расширение взаимодействия с Россией.
Так, в области транспорта расчет делают на значительное увеличение внешней торговли восточного соседа, для обеспечения которой предположительно мощности российских портов будет недостаточно. Кстати говоря, менее чем две недели назад появилась информация о визите в страны Балтии группы китайских специалистов, интересовавшихся возможностями местных портов.
Как следует из сообщения агентства Baltic News Service, прибалты наперебой расхваливали гостям возможности своих морских терминалов. Ожидание выгодных контрактов с перевозчиками подогревается обнародованными к визиту прогнозами анонимных экспертов, по которым объем ввозимых в Россию грузов к 2030 году удвоится - с нынешних 200 млн тонн ежегодно до 400 млн тонн. |