Вспомните прогнозы, которые прозвучали в 2004 году, о том, что потенциал увеличения объемов сбыта автомобилей якобы был почти исчерпан и в 2005-м ожидали едва ли не сокращения продаж. Но они растут. Это касается как иномарок, так и отечественных машин. В результате оказался развенчанным еще один миф - о начале конца российского автопрома.
Традиционные отечественные брэнды, уверена директор по развитию торгового дома `Авто-партнер` Наталья Гущина, рано хоронить: они по-прежнему находят своих покупателей. И пока на Руси не перевелись Кулибины, сбыт базовых моделей `Лад` и уазиков обеспечен.
Тем не менее круг водителей, которые предпочитают иномарки, в том числе российской сборки, расширяется. Основная причина подобного выбора, полагает директор по маркетингу салона `Автофорум` (дилер Mercedes-Benz) Евгений Коваленко, - стремление обеспечить для себя более высокий уровень безопасности на дорогах.
Простейший набор автоматизированных систем управления (начиная с автоблокировки колес), добавил технический директор компании SWID Mobil Volvo Федор Фенстер, позволяет даже неопытным водителям выйти из сложных ситуаций, избежать последствий заносов на виражах.
Подводные рифы с гарантией
Как выяснилось на ряде `круглых столов`, посвященных проблемам развития авторынка РФ, которые прошли в конце 2005 года, иномаркам заполонить российские дороги мешают не только высокие цены на них. Никто не спорит: отечественные машины чаще ломаются. Но их и ремонтировать проще.
Покупателям иномарок приходится иногда поволноваться. Даже во время гарантийного ремонта можно прождать замены деталей слишком долго. В странах ЕС оптимальным сроком устранения любых дефектов считается 2-3 дня. В России можно ждать и больше месяца. И от этого не застрахован никто, даже владелец суперсовременной иномарки.
Руководитель отдела `Центра независимой потребительской экспертизы` (Союз потребителей России) Светлана Каликина заметила: у машины могут быть дефекты. В том числе скрытые, которые проявляются только при интенсивной эксплуатации. Какие из них устранить бесплатно, а на какие гарантия не распространяется, решают специалисты дилерских сервисных автоцентров. А они, как показывает судебная практика, не всегда правы.
В частности, некоторым покупателям, которые приобрели автомобиль вне дилерской сети в РФ, в автоцентрах могут отказать в гарантийном ремонте: мол, машина не сертифицирована для езды в российских условиях. Действительно, в автомагазинах и на авторынках представлено гораздо больше моделей новых иномарок, чем в шоу-румах дилерских салонов. А далеко не все из них русифицированы.
Часть заводов выпускает универсальные машины. Например, гендиректор ООО `Субару Мотор` Казуси Иошида заверил, что машины Subaru рассчитаны как на жару, так и на мороз, снег, слякоть. Нет никакой разницы: всюду они будут исправно служить владельцу.
Однако большинство производителей выпускают разные модификации автомобилей. И часть из них не предназначена для езды в РФ. А если это обнаруживается, то в дилерских сервисных центрах могут счесть это за нарушение правил пользования машиной, что лишает права на гарантийный ремонт.
Можно придраться к оформлению гарантии, выданной вне дилерских салонов: чаще всего говорят, что она не была внесена продавцами в сетевой банк данных производителя. С точки зрения отечественного законодательства все это нарушает права потребителей. Однако отстаивать свои права, вполне вероятно, придется в суде.
Коврик для клиента
Впрочем, по мере развития отечественного авторынка дилеры стремятся совершенствовать сервис и не перекладывать свои проблемы на плечи покупателей. Например, в ООО `Субару Мотор` надеются в 2006 году сократить сроки гарантийного обслуживания машин. Для этого открыты новые дилерские салоны со складами запчастей и перестроена логистика поставок комплектующих: в дополнение к центральному складу в Москве используют еще и ресурсы склада в Финляндии, а в январе 2006-го в Московской области около МКАД открывают дополнительный склад.
Все чаще на РФ распространяется практика срочной авиадоставки редких запчастей прямо из Японии.
Улучшать обслуживание вынуждает конкуренция. Покупатель дорогих машин уже приучен к льготам и скидкам. Как заметил директор по продажам автосалона `Автомир` Виталий Новиков, клиент способен уйти, хопнув дверью, если ему не удастся выторговать понравившийся ему коврик или термос, который он хочет получить в придачу к машине.
Меняй авто хоть каждый год
Еще один способ привлечения клиентов - расширение номенклатуры оказываемых услуг. Многих привлекает, скажем, такая услуга, как покупка старой машины в зачет приобретения новой. Ранее ее внедрение сдерживали отсутствие методик оценки и нехватка торговых площадей для реализации бывших в употреблении машин. Сегодня таких проблем у крупных дилеров практически нет.
Как пояснил специалист отдела комиссионных автомобилей сети автосалонов `Аврора Авто` (дилер Nissan) Кирилл Судаков, в разных компаниях новые иномарки с пробегом оценивают сейчас почти одинаково. В зависимости от модели от рыночной стоимости вычитают 10-15% - на кузовные дефекты, оплату диагностики двигателя, проверку коробки передач и тормозной системы. Если требуется профилактика, то разницу увеличивают на цену расходных материалов.
А гендиректор автосалона `Интей` (дилер ОАО `АВТОВАЗ`) Алексей Румянцев добавил, что по аналогичной схеме теперь можно ездить на отечественных `Ладах`: взять машину на 5 лет в кредит и потом менять хоть каждый год. Разумеется, за дополнительную плату.
Подобные услуги заставляют ряд дилерских компаний развивать партнерство с авторынками, где они реализуют часть подержанных машин. Директор одного из таких авторынков - `Меркурия` Георгий Скляров рассказал, что у него ежемесячно на продажу выставлено по 1 тыс. машин, из которых одна пятая находит своих покупателей.
Помогает совершенствовать сервис и развитие сборочных производств на территории РФ. Многие покупатели ожидают, что и цены на иномарки после этого снизят. Однако ноябрьские события на заводе Ford Motor Company в Ленобласти показали: у производителей не так уж много ресурсов для этого.
Миф о дешевизне российских рабочих сильно преувеличен. Если им платят мало, то они готовы бастовать. Основная выгода от организации сборки в РФ - использование дешевой энергии, сокращение рисков и логистических расходов. |