Осенне-зимний период для туриндустрии российской глубинки отнюдь не мертвый сезон. В Новгородскую область идут автобусы со школьниками и студентами, корпоративными клиентами, иностранными туристами, желающими посмотреть на зимнюю русскую экзотику. На новогодние и рождественские праздники более 80% мест в новгородских отелях уже забронировано
В конце ноября подвели итоги IX Всероссийского конкурса `Лидеры туриндустрии`. С серебряной короной из Москвы вернулась директор новгородского туристического агентства `Стиф` Инна Столбова. Эту награду она получила в номинации `Лучшая региональная фирма года`.
- Инна, ваша победа - не только признание заслуг компании, но и повод поговорить о проблемах и перспективах развития отрасли, тем более что уходящий год в Новгородской области прошел под знаком туризма, и можно подводить некоторые итоги.
- Я бы не сказала, что он чем-то кардинально отличался от предыдущих лет. Может быть, из-за того, что не было широкой рекламы, или по времени не совсем совпало: все-таки главным событием года стало празднование 60-летия Победы. Можно сказать, Год туризма никак не повлиял на количество туристов, посетивших Великий Новгород. Ежегодно наша компания принимает до 10 тысяч путешественников: ныне их число осталось на прежнем уровне, турпоток не увеличился и не уменьшился. Это нормальный показатель на фоне того, что в Петербурге отмечают падение спроса на въездной туризм.
- Учитывая, что Великий Новгород, как правило, является транзитным дополнением к программе посещения Петербурга, ожидают ли подобные проблемы новгородский туристский рынок?
- Нам удается контролировать ситуацию за счет активного сотрудничества не только с петербургскими партнерами, но и с московскими и региональными компаниями. У них интерес к Великому Новгороду по-прежнему высокий. Конечно, это уже не то, что было в 2002-2004 гг., когда в Новгородской области ежегодный прирост турпотока составлял в среднем 20% и к нам приезжали со всей России - от Владивостока до Якутии.
Сейчас спрос несколько уменьшился по объективным причинам: туризм - это та отрасль, которая чутко реагирует на любые перемены. Дорожают транспорт и услуги, растет инфляция, люди стараются больше работать и, к сожалению, меньше отдыхают, меньше путешествуют.
- Может быть, проблема еще и в том, что цена за обслуживание не всегда соответствует качеству?
- Великий Новгород - недорогой для туриста город. Сегодня в нем нет недостатка в хороших гостиницах, кафе, ресторанах. Инфраструктура туризма достаточно развита. Я по роду своей деятельности много путешествую и без ложной скромности могу сказать, что, например, наши гиды - вне конкуренции. У нас отличный сервис в отелях.
- Зато мало мест для вечернего отдыха, ночных клубов, дискотек, казино. Считается, что из-за отсутствия индустрии развлечений турист в Великом Новгороде не задерживается дольше чем на 1-2 дня. Посмотрел памятники - и домой...
- Дело не в казино и дискотеках. Великому Новгороду нужно что-то свое, особенное, какой-то масштабный, узнаваемый проект. Недавно компания `Сигма Ойл Инк` объявила о том, что готова построить крупнейший на Северо-Западе России культурно-развлекательный центр европейского уровня с аквапарком и ледовым залом. Замечательная, на мой взгляд, идея для привлечения туристов! Еще Великому Новгороду, который всегда позиционировал себя как город-музей, нужны разнообразные развлекательно-познавательные программы.
Мы часто проводим анкетирование среди своих клиентов, и знаете, чего они хотят, кроме экскурсий? Отдыха за городом с катанием на санях, участия в местных фольклорных праздниках, дегустаций национальных напитков, русской бани, экстремальных походов. В Великий Новгород едут насладиться провинциальностью в хорошем смысле этого слова, русской духовностью и размахом.
- При всей уникальности Великого Новгорода в России немало старинных городов. Серьезную конкуренцию составляет маршрут Золотое кольцо. Чтобы держать рынок, приходится разрабатывать новые турпродукты. Насколько перспективным является, на ваш взгляд, деревенский, экологический, конный, водный, экстремальный туризм?
- Интересные направления, развивать которые можно практически в любом районе Новгородской области. Но для этого необходимы серьезные инвестиции. Ведь на деревню к дедушке туриста не отправишь: нужны дороги, отели, транспорт, обученный персонал. А это огромные вложения, которые могут себе позволить лишь крупные инвесторы.
- В Новгородской области немало турбаз, но попасть на большинство из них даже новгородцам практически невозможно...
- Это действительно серьезная проблема, которую мы пытаемся решить уже несколько лет, но пока безрезультатно. Особенно это касается дорогих турбаз в модном нынче Валдайском районе, владельцами которых являются в основном московские частные компании. Даже в сезон неполной загрузки они крайне неохотно работают с туристскими фирмами. |