История развития различных отраслей показывает, что потребность в маркетинговой информации появляется в условиях растущей конкуренции. Иными словами, неважно, есть на рынке дефицит, или предложение превышает спрос. Как ни странно, для петербургского рынка складов сейчас характерно и то и другое. Несмотря на то что согласно официальным данным суммарный объем складских площадей в Петербурге превышает 5 млн кв. метров, самым верным средством для поиска качественного и удовлетворяющего всем запросам складского помещения до сих пор остаются рекомендации знакомых.
Качественных складских помещений в городе насчитывается, по разным оценкам, от 130 тыс. до 200 тыс. кв. метров. Вместе с тем неотапливаемые склады, нуждающиеся в ремонте, подвальные помещения или открытые площадки есть если не в избытке, то в количестве, достаточном для обеспечения нужд города.
Впрочем, несмотря на наметившийся интерес к теме, ни одна государственная или частная организация не имеет на данный момент полной картины складского рынка. Большинство складских помещений в городе построено более 15-20 лет назад, и точно так же и система учета складской недвижимости отстает от современных требований рынка.
Едва ли ни единственным официальным источником информации по складскому рынку является ГУИОН - Государственное управление инвентаризации и оценки недвижимости. Базы данных этого управления формируются на основе технических паспортов, в которых фигурирует понятие производственно-складских помещений. Учитывая, что строительство новых складов требует значительных инвестиций и согласований, новые склады до сих пор переоборудуют из производственных комплексов.
Более того, одни и те же объекты подчас предлагают агентства недвижимости как складские или производственные. Благодаря такой миграции складская статистика становится еще менее точной.
Информация о складском рынке из коммерческих организаций накапливается преимущественно в агентствах недвижимости. Однако и тут есть своя специфика: через базы данных агентств проходит лишь информация о предлагаемых к покупке или аренде объектах, иногда - о вновь построенных, а мощности, используемые производственными предприятиями для собственных нужд, остаются неизвестными. Поскольку большая часть (до 90%) производственных компаний имеет хотя бы один собственный склад, эта подводная часть айсберга может быть весьма весомой.
Исследовательские и консультационные компании также, как правило, не стремятся включать в свои базы данных склады, не выходящие на рынок, поскольку данные о свободных складах на рынке представляют гораздо больший коммерческий интерес.
Таким образом, несмотря на то что существует не один источник информации, считать картину полной никак нельзя. Вместе с тем складская инфраструктура является одним из важнейших ресурсов города, который претендует на роль дистрибутивного центра. Данная точка зрения нашла понимание в Комитете по транспортно-транзитной политике Петербурга.
Оценить складской потенциал города - такова цель проекта `Реестр складов Санкт-Петербурга`, который по заказу комитета выполняют агентство `Петербургская Недвижимость` и компания `Дан энд Брэдстрит-Норд`.
Данные реестра позволят проанализировать размещение складских комплексов разного уровня на территории города, соотнести их с размещением производственных комплексов и выявить наиболее перспективные участки для строительства терминалов и складов.
Реестр складов - один из этапов в более сложной и масштабной работе - разработке Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга. Данные реестра будут использованы в целях разработки комплекса мероприятий, направленных на развитие складского рынка и повышение его инвестиционной привлекательности; для выработки политики размещения терминальных комплексов на различных участках территории города с учетом типа складских комплексов, резервов территорий, уровня развития транспортной инфраструктуры, степени инженерной подготовки территорий, а также при определении существующей нагрузки на улично-дорожную сеть и разработке программ по ее развитию. |