Начальник ГИБДД РФ Виктор Кирьянов на прошлой неделе сообщил о том, что бюджет ведомства в 2006 году увеличат до 1,5 млрд рублей. На пресс-конференции в Петербурге он выразил озабоченность состоянием безопасности на автотрассах СЗФО: слишком много людей гибнет в дорожно-транспортных происшествиях
По числу происшествий на дорогах (с поправкой на уровень автомобилизации) Россия выглядит не хуже многих стран ЕС. Однако доля ДТП, приведших к гибели людей, в общем числе происшествий в России заметно превышает европейские показатели. Только на Северо-Западе РФ за последние 3 месяца на дорогах погибли или получили серьезные травмы 2,6 тысячи человек. В Петербурге, где сейчас зарегистрировано не менее 1 млн автомобилей, доля аварий со смертельным исходом очень высока.
По статистике, каждый 20-й автомобиль в Петербурге угоняют. И это - тоже часть проблемы обеспечения безопасности на дорогах.
Часть украденных машин потом разбирают на запчасти, но большинство - перепродают. Причем нередко вполне легально - в магазинах и на авторынках. И у покупателей автомобилей возникает резонный вопрос: как распознать ворованную `легковушку`? Оказывается, твердых гарантий нет, даже если обратиться за помощью к экспертам.
Перед приездом В. Кирьянова в ИД `Шанс` провели `круглый стол`, где замначальника 6-го отдела Управления ГИБДД Петербурга и Ленобласти Николай Варич рассказал о проблемах, с которыми приходится сталкиваться инспекторам из-за нехватки средств.
В Петербурге почти каждый день выявляют автомобили с подозрениями на подделку документов или на то, что у машины перебиты номера. В ГИБДД утверждают: легализовать в Петербурге украденную машину стало теперь сложнее, чем прежде. Ведь инспекторы ведут учет всех автомобилей, числящихся в угоне в СЗФО. А перед Новым годом к базе данных планируется подключить данные по Центральному региону РФ.
Однако проблема в том, что автомобили доставляют в Петербург для продажи и из других регионов. А вот единой сети, где накапливались бы сведения о всех угнанных машинах, пока нет. Информация из Сибири или с Дальнего Востока доходит до Петербурга с опозданием. Потому именно из этих районов нередко пригоняют в город краденные машины.
Часто преступники столь виртуозно подделывают документы, что их практически не отличить от подлинных. В 6-й отдел ГИБДД в принципе можно обратиться за экспертизой. Однако в его штате нет ни одного криминалиста. Инспекторам приходится опираться на свой опыт для выявления подозрительных машин.
За рубежом проверки полицейским значительно облегчает современная техника. К сожалению, подобного оборудования у их российских коллег нет. За исключением прибора, подаренного инспекторам 6-го отдела дилерами BMW, который позволяет автоматически сверить маркировки запчастей автомашин этой марки и выявить несоответствие комплектующих.
Нет и оперативного обмена данными об угнанных машинах с другими странами. Потому нередко на рынке Петербурга появляются автомобили, угнанные в Казахстане (ведь граница РФ с этой страной полупрозрачная). Для урегулирования вопросов нужны не только контакты на уровне исполнителей, но и межправительственные переговоры.
Ранее в Петербурге был налажен обмен данными об угонах машин с полицейскими европейских стран. Однако в последние годы в Европе не спешат открывать доступ к своим базам. По неофициальным сведениям, такое поведение объясняется тем, что задержанную в РФ иномарку сложно вернуть владельцу за рубеж.
Проще выявлять угнанные из Европы машины, скажем, на границе России с Финляндией или других пунктах пропуска автомобилей из стран Евросоюза. В ЕС стремятся проучить покупателей ворованных машин: пусть приезжают по делам или на отдых, но там их ждут солидный штраф и масса неприятностей. И никого не волнует, что владельцы иномарок сами были обмануты.
Глава российской автоинспекции В. Кирьянов, выступая в Петербурге, сообщил, что в РФ готовят федеральную программу обеспечения безопасности на дорогах. Причем под нее даже обещают выделить средства. Не мешало бы в таком случае трактовать понятие безопасности шире, чем увеличение взимаемых штрафов с водителей за нарушения правил движения, ужесточение системы прохождения техосмотра и получения водительских прав.
Необходимо еще и создать непреодолимые барьеры для реализации на российском рынке краденых автомобилей. Пока, как выясняется, никто при покупке автомобиля не получает гарантию, что приобретает машину с `чистой историей`. Даже в дилерских автосалонах. |