В рамках IV межрегиональной конференции `Предпринимательство в промышленности: пути развития`, которая прошла в Москве на прошлой неделе, состоялась биржа субконтрактов
Мероприятие заинтересовало петербургских предпринимателей. Как сказал начальник управления Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга Сергей Зимин, в Москву многие приехали за опытом. В отличие от города на Неве, где большинство малых предприятий создано в торговле и сфере услуг, в столице такие предприятия преобладают в индустриальном секторе. Потому в Москве строят амбициозные планы по созданию условий для выпуска малым бизнесом экспортно ориентированной продукции. Пока доля таких предприятий, осуществляющих поставки в страны СНГ, невелика - 7%, а тех, кто связан контрактами с дальним зарубежьем, еще меньше - 4%.
Такой поворот в политике объясним: в Москву поступает товаров больше, чем выпускают столичные предприятия, вместе взятые. По ряду номенклатур московские компании не могут конкурировать с российскими регионами: жизнь в столице дороже, чем в большинстве субъектов РФ. Это заставляет москвичей развивать передовые технологии, заниматься инновациями. И в Москве никого не надо убеждать в пользе субконтрактинга. Там создают инфраструктуру для его развития с учетом требований мирового рынка.
Как показал опыт стран Балтии, при первом выходе на международный рынок субконтрактинга большинство предприятий, которые с ним раньше не сталкивались, выглядят младенцами в джунглях. Подводят качество продукции и неопытность в продвижении ее на рынки ЕС.
Козни строят европейские профсоюзы, которые не хотят, чтобы их работодатели размещали заказы на стороне (это ведет к сокращению рабочих мест в своей стране). Приходится считаться с нюансами корпоративной этики ведения бизнеса (ее жестко регламентируют национальные союзы и ассоциации предпринимателей), тратить время на устранение нестыковок в технологиях расчета цен на продукцию... По сути, все это - дополнительные административные барьеры на пути российских предприятий к европейскому рынку субконтрактинга.
В правительстве Москвы полагают, что привить своеобразный иммунитет столичным компаниям к подобным издержкам способно взаимодействие с региональными предприятиями на основе внутрироссийской кооперации. Ее развитие поможет отработать технологии, которые будут способствовать продвижению отечественной продукции на мировом рынке.
Опыт такого сотрудничества находит отклик в других субъектах РФ. Например, успешным оказалось взаимодействие с предпринимателями в Ярославле: по данным местной торгово-промышленной палаты, субконтрактинг помог за последние пару лет создать три десятка новых малых предприятий совместно с московскими фирмами. По такому же пути готовы пойти и в Туле.
Это означает: наработки москвичей в сфере межрегионального субконтрактинга можно тиражировать. И в I квартале 2006 года в правительстве Москвы подготовят типовые проекты программ по развитию кооперации. Одновременно идет лоббирование в Госдуме, чтобы закрепить принципы подобного сотрудничества на уровне РФ и добиться софинансирования программ из федеральных средств (вместе с региональными бюджетами).
Если учесть, что в субъектах РФ создан 41 центр субконтрактинга, то несложно понять, на какой уровень взаимодействия претендуют в Москве. Впрочем, чиновники этого и не скрывают: им не дает покоя пример Лейпцигской выставки, во время которой проводят дни закупщиков. В 2005 году на конкурс было выставлено 23 пакета заказов, на которые претендовали 176 поставщиков. Аналогичную биржевую площадку создают и в Москве.
Первого декабря на ней были представлены 6 субконтрактинговых заказов, на которые претендовало 160 компаний. Среди них, между прочим, фигурировал пакет заявок АО `Муниципальное агентство развития предпринимательства региона Котка-Хамина`. В июне 2005-го, напомним, его представители посетили Петербург, где тот же самый пакет заказов был показан руководителям компаний города на Неве на семинаре по субконтрактингу, который состоялся на территории ОАО `Кировский завод`.
Получается, что в Петербурге финские и петербургские предприниматели поговорили, а контракты приехали заключать в Москву. Вот тут и встает вопрос о технологиях продвижения субконтрактинга в сфере малого предпринимательства. Выходит, действительно есть чему поучиться в столице.
Количество участников
межрегиональных конференций `Предпринимательство
в промышленности: пути развития` (Москва)
Год Участников
2003 230
2004 570
2005 450 |