С 1 января туризм в Петербурге начнут развивать по специальной программе, утвержденной в октябре губернатором. На ее реализацию в 2006 году в городском бюджете заложено 150 млн руб.
Вообще-то принять программу правительство города должно было еще в мае - таков был наказ губернатора города Валентины Матвиенко после презентации в апреле разработки международной консалтинговой компании BCG стратегии под названием `5-5-5`, что означает: через пять лет принимать в Петербурге пять миллионов туристов в год и войти в пятерку крупнейших туристских городов Европы. Тогда она подверглась громкой критике со стороны турбизнеса, и, видимо, поэтому с принятием документа в правительстве решили повременить, подождать когда страсти поутихнут.
Однако по ряду объективных причин тянуть дальше было нельзя: итоги сезона 2005 года характеризовались снижением туристского интереса к Петербургу, что некоторые назвали чуть ли не кризисом в туризме. Спасти от него могли только конкретные шаги, предпринятые городской администрацией.
Полное название главного теперь руководства к действию звучит многообещающе: `Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2006-2010 годы`. Представители отрасли высоко оценили этот документ, при этом назвав его амбициозным, так как задачи, которые он должен решить, довольно сложны. Стратегию трех пятерок как цель сохранили.
В процессе реализации программы городская администрация хочет добиться следующего: на 20% увеличить поток туристов в высокий сезон и, как сказано в документе, выровнять сезонность в среднем на 15%. Последняя формулировка не совсем понятна, и, видимо, в переводе на простой язык все вместе может означать не что иное, как много туристов в Петербурге независимо от времени года.
Председатель Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев считает, что сам факт появления документа можно считать прорывом: раньше такого рода задачи в рамках отрасли город никогда не ставил и, тем более, не решал. `Радует уже то, что туризм официально назван стратегическим сектором экономики города, - подчеркнул он. - Прежде мы часто слышали: `А зачем нам туризм?` Теперь этот вопрос снят`.
Ясно, что только этот факт не может сразу решить все проблемы. Многое зависит от степени важности и уровня исполнения программных мероприятий.
Основным направлением развития туротрасли назван культурно-познавательный туризм. Любопытно, что когда-то большое будущее прочили конгрессной деятельности в Петербурге как способу привлечения туристов в низкий сезон. Но, видимо, разработчики программы решили ничего не изобретать и остановиться на классике. Правда, создание так называемого конвенционного бюро (структуры, отвечающей за привлечение в город конференций и выставок) в программе все-таки предусмотрено, но эту задачу будут решать в рамках основной - обеспечить работу Агентства городского маркетинга Петербурга (АГМ).
Ответственность за выполнение программы распределили почти между всеми отраслевыми комитетами правительства. Но главное действующее лицо - Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП), который в 2006 году и получит из бюджета эти 150 млн руб. Основная часть денег (и в последующие годы тоже) уйдет на разработку и реализацию маркетинговой стратегии развития Петербурга, проще говоря, на рекламу. На 2-м месте - расходы на АГМ. За статистику, равно как и за увеличение номерного фонда гостиниц, также отвечает КИСП. Правда, финансирование там незначительное.
Отметим, что помощь музеям в 2006 году не предусмотрена. Это своего рода парадокс, если вспомнить, что мы собрались развивать культурно-познавательный туризм. Опросы показывают, что многие иностранные туристы обращают внимание на то, что российские музеи, обладая отличными коллекциями и фондами, не умеют их хорошо преподнести посетителю.
Министерство культуры РФ уже сделало прогноз: при нынешнем объеме бюджетного финансирования к 2010 году только треть музеев страны будет находиться в удовлетворительном (!) состоянии.
Объективно и другое: на данный момент ресурсов для увеличения числа туристов в городе нет. Городская инфраструктура сегодня к этому просто не готова. Транспортная составляющая отрасли пока оставляет желать лучшего. Эту проблему, хочется верить, будут решать другие программы.
`Каждые полгода надо проверять, как работает программа. Если произойдет запаздывание одного из звеньев цепочки, все усилия будут бесполезны`, - уверен Сергей Корнеев.
Риск такой есть. Потому профессионалы отрасли считают, что правильнее было бы сейчас решать другую задачу - постараться увеличить продолжительность пребывания туристов в городе. Нагрузка на инфраструктуру - та же, а доход гораздо больше.
Экономический эффект от программы тоже подсчитали. За 5 лет он должен составить 125-130 млн руб. Как планируется, поступления в бюджет города возрастут в 2,5 раза и будут составлять к 2010 году около 7 млрд руб. в год. |