Лесные министры всего мира 22-25 ноября съехались в Петербург обсудить проблемы, связанные с незаконным оборотом древесины в рамках европейско-североазиатского переговорного процесса по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе (ЕСА-ФЛЕГ). Перед этим аналогичные проблемы обсуждали на конференции в США
Подготовка к этой конференции в РФ началась еще в мае 2004 года, когда на IV сессии ООН по лесам руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (ФАЛХ) Валерий Рощупкин заявил о намерении России участвовать наряду с 53 государствами в процессе ЕСА-ФЛЕГ.
За последние годы, по данным ФАЛХ, объем нелегально заготовленной древесины в РФ вырос почти вдвое и превысил 700 тыс. кубометров. По данным Мирового банка, он составляет около 10-11% от всех рубок в РФ. Ущерб от таких заготовок в ФАЛХ оценивают в 5 млрд руб. в год.
Как бороться с незаконными рубками? По этому вопросу высказались представители правительства, бизнеса и общественности.
Голоса чиновников
В ФАЛХ считают, что в РФ система доступа к лесным ресурсам чересчур забюрократизирована. Потому предложено ввести процедуры, которые сделают рынок прозрачнее, заменить лесорубочный билет на добровольную декларацию о намерениях заготовителей и упростить процедуры оценки ресурсов на лесных участках, передав ряд функций в сфере лесопользования арендаторам.
В РФ намерены следовать в фарватере международных соглашений, регулирующих лесной бизнес, однако выработают и план национальных действий, чтобы изъять из оборота незаконно заготовленную древесину. Ведь нелегальные рубки разрушают цивилизованный рынок и наносят ущерб российской экономике, потому что в таком случае компании добывают сырье с минимальными для себя затратами и уходят от уплаты налогов.
В ФАЛХ хотят определить, где происходят незаконные рубки и кто за них должен отвечать. Вероятнее всего, козлом отпущения станут сами лесопользователи, на которых переложат дополнительные финансовые нагрузки.
Голос бизнеса
Точку зрения крупных западных лесопромышленников кратко выразили руководители корпорация Stora Enso: незаконные рубки подрывают добросовестную конкуренцию на мировом рынке, поэтому им надо противодействовать. Причем во всех сферах, включая чиновников, которые занимаются выделением участков для вырубок.
Однако при этом нельзя отягощать легальный бизнес налогами и перекладывать на него все расходы по борьбе с `теневым` сектором.
Лесопромышленники выступили также против тех дополнительных ограничений на лесопользование, которые предлагают представители неправительственных организаций: они, мол, также в конечном итоге увеличивают расходы предпринимателей. А если затраты компаний чрезмерны, то нет гарантий, что они не будут изобретать новые схемы `теневого` партнерства с нелегальными лесорубами.
Представители отечественного ЛПК в принципе были согласны с такой позицией. Но возражали против того, чтобы западные покупатели прикрывали проблемой незаконных рубок дискриминацию российского леса на мировом рынке.
Ответственность за использование нелегально заготовленной древесины наряду с ее экспортерами должны нести и импортеры-переработчики. Ведь нередко они сами инициируют `серые` схемы и делают вид, будто законно вывозят из РФ незаконно срубленный российский лес.
Голос общественности
Представители российского отделения Гринписа под соусом борьбы с незаконными рубками раскритиковали проект нового Лесного кодекса РФ. По подсчетам Алексея Ярошенко, введение его в действие обернется потерей до 500 тыс. рабочих мест в российских регионах, в том числе около 200 тыс. - в лесхозах, где реформа предусматривает сокращение кадров.
Остальные потери окажутся следствием проведения аукционов по сдаче участков леса в аренду. Ведь на аукционах не учитывают социальную функцию, которую выполняет ЛПК: только он дает работу жителям многих поселков. Потому в ряде случаев предлагается восстановить общинное пользование лесными ресурсами и закрепить это право в Лесном кодексе РФ.
В Гринписе выступают против практики отмены лесорубочных билетов. Наоборот, базу по ним необходимо сделать доступной для всех участников рынка, как это делается, например, органами управления госимуществом при выставлении на продажу объектов городской недвижимости.
Новые правила лесопользования, которые в Лесном кодексе РФ предлагают закрепить в ФАЛХ, воспринимают как увеличение `административной ренты` с предпринимателей. Ведь они позволяют чиновникам многое решать по своему усмотрению, а не на основе законодательства.
Такая постановка вопроса коробит чиновников, которые лишаются права рулить аукционами, и вызывает изжогу у лесопромышленников: они не привыкли брать в расчет интересы населения.
Консолидированная позиция общественности была сформирована еще раньше - участниками февральских гражданских слушаний по противодействию незаконной заготовке древесины, итоги которой были освещены в нашей газете. А непосредственно перед министерской конференцией в Петербурге 2-3 ноября 2005 года прошла встреча участников `Лесного диалога` (The Forests Dialogue - TFD), во время которой представители отечественного ЛПК, бизнеса и неправительственных организаций обсуждали проблемы устойчивого управления лесами.
Эти документы, как выяснилось, были проигнорированы ФАЛХ, что и вызвало столь резкие отзывы о реформе лесной отрасли представителей Гринписа на министерской конференции.
Поищем новые индикаторы
Итогом встречи представителей правительств 53 стран в Петербурге стало принятие Министерской декларации и Индикативного плана действий. Хотя эти документы не имеют юридической силы, они все же для отдельных стран могут послужить поводом для ужесточения национальных законодательных актов о незаконном обороте древесины.
Правда, конференция в Петербурге показала, что в целом процесс ЕСА-ФЛЕГ представляет собой осторожный поиск компромиссов. Их гораздо меньше, чем проблем и разногласий, разложенных по корзинам для дальнейшего обсуждения. Такими темпами до дружных международных действий дело дойдет не скоро. |