Премьер-министр Финляндии Матти Ванханен недавно заявил, что финская экономика очень выигрывает от близости Петербурга: ведь треть российского импорта и не менее 12% контейнерных грузов поступают из Финляндии. На линии Хамина-Москва грузы перевозит ускоренный контейнерный поезд `Северная звезда`
Хотя, по исследованиям компании `Финнвера`, половина финских предпринимателей не испытывает трудностей с финансированием проектов по развитию партнерства с РФ, Финляндия остается четвертым по величине торговым партнером России в ЕС.
Результаты опроса в 300 фирмах, выполненные Финско-Российской торговой палатой (ФРТП), свидетельствуют, что у 44% компаний, сотрудничающих с РФ, отмечен рост сбыта.
Среди крупных заказов для РФ за последнее время можно назвать поставки оборудования финской компании Outokumpu Technology Oy для модернизации медеплавильного комплекса `Новгородского металлургического завода` и фирмой Plastilon - для коксохимического производства ОАО `Северсталь`. На финских верфях Kvaerner Masa - Yards Inc. по заказу `Норникеля` строят арктический контейнеровоз грузоподъемностью 14,5 тыс. тонн. Ледовые испытания судна запланированы на март 2006 года.
Правда, по данным ФРТП, финские предприятия сферы обслуживания и торговли, создавшие свои филиалы на территории РФ, сегодня сталкиваются с трудностями, которые отчасти объясняются тем, что им стало труднее удерживать работников: в ряде российских компаний зарплата теперь выше. Однако этого нельзя сказать о финских торговых сетях. Например, торговый концерн Stockmann в первой половине 2005 года увеличил объем продаж в РФ до 77,8 млн евро (+60% к аналогичному периоду 2004-го), в основном - за счет строительства торговых площадок в Москве.
Расширяется сеть Stockmann и в Петербурге, где открыты магазин одежды и продуктовый супермаркет. Концерн также продвигает продукцию под маркой Zara и развивает сеть Bestseller. В 2005 году в Петербурге появится магазин одежды Bestseller, а в 2006-м - магазин Zara, в 2008-м - первый крупный универмаг.
Наращивают обороты и предприятия, создавшие производства на территории Северо-Запада РФ. В Петербурге открыт новый завод по сборке современных средств связи и телекоммуникационного оборудования `Элкотек`. С правительством города компания Technopolis подписала меморандум о создании технопарка, под который выделят 10,8 га в промзоне `Нойдорф`. Начало строительства - в 2006 году.
В правительстве также ведут переговоры с финскими производителями продовольствия, импорт которых в РФ после 1998 года снизился на 50-70%: им предложено создать свои предприятия в Петербурге. Руководство концерна Raisio уже заявило, что готово инвестировать до $10 млн в строительство в городе завода по производству маргарина. А компания Fazer - о намерении использовать для выпуска своей продукции мощности Петербургской кондитерской фабрики имени Крупской.
В сентября 2005 года начал выпуск автомобильных шин завод финской компании Nokian Tyres (140 млн евро инвестиций до 2008 года). А в 2006-2007 гг. в Выборге компания Reka Rubber Ltd на площадях ЗАО `Финскор` намерена запустить производство резиновых изделий для автомобилей (инвестиции - 6 млн евро).
На Северо-Западе РФ целый ряд финских инвестпроектов связан с ЛПК. Компания Stora Enso Timber создала новую производственную группу, в которую вошли ООО `Сетлес` (Карелия) и ООО `Сетново` (Новгородская область).
В начале 2006 года компания `Мется Ботниа` наметила открыть лесопильный завод в Подпорожском районе Ленинградской области. Идут переговоры о целесообразности строительства на Северо-Западе нового ЦБК. А на границе Финляндии и России в Светогорске (Ленобласть), где расположено крупное целлюлозно-бумажное производство, может появиться особая экономическая зона.
В целом объем инвестиций финских предпринимателей в проекты на территории РФ оценивают в 10 млрд евро.
Остается добавить, что финский капитал в СЗФО участвует в финансировании строительства Юго-Западных очистных сооружений. Подобный проект намерены реализовать и в Калининградской области.
Развивается партнерство и в сфере обучения. Недавно в Петербурге открыт офис Финского института международной торговли (FINTRA). А в Учебно-производственном центре Санкт-Петербургского отделения ОЖД развивают проект, который предполагает обучение железнодорожников Финляндии в городе на Неве. |