Россия в 2005 году, спустя 18 лет, вновь стала крупнейшим внешнеторговым партнером Финляндии, оттеснив с этой позиции Германию. Этот успех радует, но в первую очередь связан с увеличением экспорта российского сырья, прежде всего нефти и нефтепродуктов. Доля же готовых товаров в поставках из России падает. Возможно ли переломить эту тенденцию?
Что для этого необходимо предпринять? На эти и другие вопросы мы попросили ответить торгового представителя России в Финляндии Валерия Шлямина
- Объем торговли между нашими странами в последние годы растет заметно быстрее, чем развивается торговля Финляндии с другими государствами. В 2005 году объем товарооборота России и Финляндии, по экспертным оценкам, приблизится к $14,5 млрд. Но, действительно, российский экспорт в Финляндию имеет преимущественно сырьевую структуру - на долю сырья приходится больше 89% поставок из России, а из них две трети составляют топливо и энергоносители.
Продукция отечественного машиностроения пробивается на узкий и чрезвычайно требовательный рынок Финляндии с большим трудом. Доля машин и оборудования в российском экспорте составляет менее 1,5%, что, впрочем, характерно для нашей торговли не только с Финляндией.
- Валерий Александрович, на ваш взгляд, какие направления сотрудничества наших стран помогут улучшить структуру торговли?
- Вряд ли следует ожидать чуда в ближайшее время. Изменить сложившуюся структуру торговли можно будет путем все более активного взаимопроникновения национальных экономик и производственной кооперации в различных ее формах.
Безусловно, серьезные резервы скрыты в том, что наши страны являются соседями. Принимая во внимание начавшийся процесс формирования единого экономического пространства на Севере Европы, Россия и Финляндии наверняка будут развивать приграничное экономическое сотрудничество сопредельных регионов не только торговлей товарами, но и, прежде всего, услугами.
К наиболее актуальным направлениям и формам сотрудничества, способным дать эффект для развития несырьевого экспорта из России в Финляндию, могли бы быть отнесены:
- сотрудничество в сфере высоких технологий, учитывающее опыт Финляндии по формированию научно-производственных структур (технополисы, технопарки) и имеющиеся российские наработки, с целью создания конкурентоспособной продукции и предоставления научно-технических услуг. Как известно, у нас в стране создаются Особые экономические зоны (ОЭЗ), и финские фирмы приглашены для участия в этих проектах;
- сотрудничество в сфере транспорта, транспортной инфраструктуры и логистики (включая вопросы скоростного железнодорожного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки, безопасности морского судоходства, строительства современных систем трубопроводного транспорта и транзитно-таможенной инфраструктуры);
- производственная кооперация, в том числе на основе субконтрактинга, в таких отраслях, как судостроение, в частности, постройка судов арктического класса, производство оборудования для целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности; в электронной промышленности (с акцентом на сотрудничество на сопредельных приграничных территориях);
- инвестиционное сотрудничество, в том числе в лесопромышленном комплексе России с целью перехода на более интенсивные технологии лесопользования, а также обеспечения производства целлюлозно-бумажной продукции и продукции лесообрабатывающей отрасли с высокой добавленной стоимостью.
Реализация названных направлений сотрудничества требует выработки стратегии экономического взаимодействия стран. Нашим Торгпредством внесены соответствующие предложения федеральному центру. Мы полагаем, что намеченные на апрель 2006 года `Дни российской экономики в Финляндии` послужат мощным импульсом для продвижения новых направлений нашего взаимодействия на среднесрочный период.
- В июле - декабре 2006 года Финляндия будет председательствовать в Евросоюзе. Как предполагается использовать этот период для укрепления экономического сотрудничества России с ЕС?
- Среди приоритетных вопросов повестки дня председательства Финляндии в ЕС во второй половине 2006 года, касающихся отношений Россия - ЕС, финляндской стороной планируется обсуждение перспектив `Северного измерения` ЕС и будущего договорно-правовой базы партнерства Россия - ЕС после истечения срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (СПС).
Финляндия полна решимости придать новый импульс `СИ` в период своего председательства в ЕС. Российская Федерация заинтересована в продолжении реализации программы `СИ` с целью продвижения своих собственных стратегических интересов. В последнее время много говорилось об успехах в реализации природоохранного партнерства `Северного измерения`, в частности, на примере конкретного проекта - Юго-Западных водоочистных сооружений Петербурга. Вступление в силу Киотского протокола дает возможность Евросоюзу и России продолжать сотрудничество в экологической сфере на новом уровне, в форме реализации так называемых проектов совместного осуществления, направленных на повышение энергоэффективности промышленного производства и сокращение выбросов парниковых газов, более широкое применение биоэнергии и других возобновляемых источников энергии.
Однако при всей значимости для России проектов в области экологии, энергетики, транспорта Россия заинтересована в развитии в Северо-Западном регионе высокотехнологичных производств с акцентом на промышленное сотрудничество, технологическую и промышленную кооперацию, создание технопарков, укрепление малого и среднего бизнеса и улучшение условий деловой активности.
Причем все эти коллективные действия в рамках `Северного измерения` можно было бы строить на основе партнерств в конкретных областях сотрудничества по апробированным принципам и схемам природоохранного партнерства `СИ`: конкретность, адресность, гарантированное финансирование, привлечение к участию международных финансовых институтов, адекватная управленческая поддержка, равноправное участие и коллективная ответственность вовлеченных стран и организаций в деле определения приоритетных областей сотрудничества и отбора конкретных проектов.
Ожидаем совместное с финляндской стороной обсуждение и подготовку III Плана действий по `Северному измерению` на 2007-2009 гг., в котором ЕС будет рассматривать Россию как равноправного участника `СИ` и стратегического партнера Европейского союза. На наш взгляд, в интересах всей Северной Европы было бы целесообразно обсудить возможность использования в `СИ` интеллектуальных и финансовых ресурсов Совета государств Балтийского моря и Совета Баренцева/Евро-Арктического региона, того позитивного опыта, который накоплен за 12 лет с момента создания этих организаций.
Новым моментом в отношениях России и ЕС становится `фактор 2007 года` (структурные преобразования в ЕС и их влияние на отношения Россия - ЕС, истечение в декабре 2007 г. десятилетнего срока действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, принятие в ЕС новых членов, вступление России в ВТО), который может внести существенные изменения в контекст отношений Россия - ЕС.
- Северо-Запад России остается для Финляндии и Евросоюза зоной особых экономических интересов. Какие выгоды мог бы извлечь из этого наш регион?
- Хотел бы отметить, что именно на Севере Европы имеются, пожалуй, наиболее обнадеживающие предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества России и Евросоюза. Здесь условия и для эффективного энергодиалога (освоение шельфа Баренцева и Карского морей; Северо-Европейский газопровод; Северный морской путь; Балтийская трубопроводная система), и для совместного неистощительного лесопользования, и для прорывов в области информационных, биомедицинских технологий, электронной промышленности и в сфере услуг.
Огромный потенциал заложен в перспективные логистические схемы Балтийского и Баренцева регионов с выходом на Транссиб. Здесь Россия может заявить о себе как о торгово-экономическом мосте между Европой и Азией, что будет способствовать привлекательному стратегическому позиционированию России в мировой экономике. Понятно, что Финляндия будет одним из активных участников многостороннего сотрудничества на Севере Европы.
Если же вернуться к двухсторонним экономическим отношениям, то стоит заметить, что в Финляндии только что родилась экономическая стратегия этой страны по отношению к России в исполнении группы авторитетных исследователей, представителей деловых кругов и политиков под эгидой фонда `Ситра`. Фонд `Ситра`, возглавляемый бывшим премьер-министром этой страны Эско Ахо, курируется парламентом Финляндии, и поддержка инноваций - его главная задача. В стратегии `Ситра` прямо говорится о том, что `Финляндия не может себе позволить не инвестировать в Россию`.
Четыре приграничных субъекта РФ - Петербург,
Ленинградская, Мурманская области и Республика Карелия - в 2005 году будут иметь внешнеторговый оборот с Финляндией в сумме $2,5 млрд.
Уже сегодня приграничная торговля в этой зоне обеспечивает в России не менее 32 тыс. рабочих мест и не менее 8 тыс. рабочих мест в Финляндии |