До недавнего времени в распределении федеральных дорожных средств между регионами действовала `уравниловка`. Сейчас федеральные магистрали, проходящие по Ленинградской, Псковской, Калининградской областям, находятся в ведении Главного управления федеральных автодорог Северо-Запада (ГУ `Севзапуправтодор`)
Концентрация в нем функций заказчика и подрядчика связана со статусом дорог названных территорий: они не только общероссийские, но и международные, поскольку по ним пролегают транспортные коридоры из Германии, Финляндии, Польши, Латвии, Эстонии.
Если Калининградская область призвана выполнять роль парадного подъезда РФ, то Ленинградская - роль труженицы: у нее максимальная в Северо-Западном федеральном округе загруженность дорожной сети, что требует соответствующих капитальных вложений в ремонт трасс.
По уровню интенсивности движения на федеральных магистралях к ней приближается Псковская губерния, взявшая на себя львиную долю грузовой перевалки из соседних балтийских портов, а также евротранзита в направлении Москвы и Петербурга. Область занимает 2-е место в СЗФО по протяженности дорог с твердым покрытием, ремонтировать и реконструировать есть что.
В области 9223 км дорог общего пользования, в том числе 800 км - федеральных. В беседе с директором псковского филиала `Севзапуправтодора` Владимиром Тихоновым выяснилось, что предприятие в текущем году не только выполнило капитальный ремонт приграничных трасс (Петербург-Пустошка, `Балтия` - в Себежском районе), но и вело реконструкцию мостов по экономичной технологии. Для этого были использованы трубы с металлоармированием - более дешевые, чем мосты, инженерные сооружения с высоким запасом прочности. По этой технологии обновлены и укреплены три мостовых перехода, на очереди - еще восемь.
Сейчас предприятие строит 17-километровый участок дороги второй категории Новгород-Псков и планирует продолжить работы на трассах Псков-Рига, `Балтия` (до границы с Латвией), Петербург-Невель (до границы с Белоруссией). При централизованном финансировании дорожных работ ему предоставлена самостоятельность в обеспечении себя техникой на условиях аренды.
В 2005-м закончился так называемый стабилизационный период в программе развития дорог Северо-Запада: отрегулирована вертикаль управления и систематизировано финансовое обеспечение. С 2006-го согласно стратегии предполагается строить новые и реконструировать действующие федеральные и территориальные трассы.
Формирование вертикали управления, возможно, ускорит работы на федеральных магистралях, но явно не улучшит содержание внутриобластных дорог.
В 2003-2004 гг. Территориальный дорожный комитет вел в Псковской области цикл работ по строительству северной объездной дороги, призванной разгрузить историческую часть областного центра. С этой целью были расширены мощности по производству стройматериалов, в частности, введен в эксплуатацию немецкий асфальтозавод. В 2005 году темп дорожно-строительных работ снизился.
Реорганизация управления дорожным хозяйством губернии, проведенная осенью 2005 года, разделила территориальные дорожные службы на областные и муниципальные: за 6923 км дорог теперь отвечает областная администрация, а 2300 км переданы на содержание за счет районных и городских бюджетов. Ликвидировав монополию подрядчика - ГУП `Дорпрогресс`, в районных центрах создали 3 дорожно-строительных управления. К чему приведет реорганизация - покажет зима.
Пересмотрены областные нормативы содержания и обслуживания дорог. Теперь они существенно отличаются от столичных, не говоря уж о международных. На дорогах 4-й категории разрешен зимний накат - 10 сантиметров снежного покрова. По мнению областного руководства, снег не только предохраняет дорожное полотно, но и позволяет сократить расход соли для ухода за проезжей частью зимой.
Немало сельских дорог переведено на пониженную категорию содержания - со 2-й на 3-ю и 4-ю. Это явный риск. На Северо-Западе России, как известно, оттепели чередуются с морозами, и 10 сантиметров пушистого снега легко превратятся в наледь, по которой придется ехать подвыпившему лихачу-автолюбителю, груженым фурам, школьным автобусам...
Автономные бюджеты всегда найдется кому распределить, но когда в России начнут рассчитывать безопасность движения и предупреждать дорожные риски? |