Выставка `Валентин Серов в Русском музее` открыта в корпусе Бенуа. Его живописи всегда находилось место в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Трудно себе представить музей без портретов Зинаиды Юсуповой или Ольги Орловой. А вот графическое наследие художника известно меньше. Причина тому - разрушающее влияние света, из-за чего превосходные серовские рисунки и карикатуры, иллюстрации к басням Крылова хранят в запасниках.
Оттого нынешняя выставка, на которой большинство работ составляет как раз графика, для многих почитателей таланта
В. Серова может стать вторым открытием художника. Об иллюстрациях к крыловским басням следует сказать особо, поскольку они не характерны для творчества художника, оформлявшего рисунками только исторические сочинения.
Рисование зверей служило художнику отдушиной. Оттого эти иллюстрации - абсолютно все - шедевры! Каждый зверь - это характер, неповторимый образ. Но если герои басен Крылова кому-то известны по книжным публикациям, то огромный занавес к балету `Шехерезада`, который художник делал в 1911 году для `Русских сезонов` в Париже Сергея Дягилева, в музее выставлен впервые.
Интересна история его происхождения. Ведь не случись незадолго до этого неудачи с `Юдифью` в Мариинском театре, и этот занавес создавал бы наверняка не Серов, а кто-нибудь другой. Произошло вот что. В 1907 году художник сделал эскизы к балету отца, композитора Александра Серова, но расписывал занавес его друг Константин Коровин, с которым они вместе работали над той же `Юдифью` девятью годами ранее в Частной опере Мамонтова.
Представленный в Русском музее занавес уникален. Серов завершал его роспись в авральном порядке, поскольку участвовавшие в оформлении занавеса партнеры не успели выполнить свою часть работы в срок. Все было окончательно готово лишь 11 июня... в день премьеры `Шехерезады`!
Балет имел огромный успех. А посетители выставки, стоя перед занавесом к `Шехерезаде`, восхищаясь портретами и рисунками мастера, не аплодируют лишь потому, что в музейных залах это не принято. |