`Я считаю трагической ошибкой вторжение в еще один заповедный уголок Петербурга. Строительство какого бы то ни было суперсовременного здания в старом районе нельзя назвать иначе, чем вандализмом. Скажу жестче: это удар в сердце города. Огромные пространства новых районов десятилетиями тоскуют по какому-нибудь хоть маленькому театрику. И я не могу понять, почему мы считаем себя вправе переосмысливать и разрушать давно сложившуюся культурную городскую среду. Ведь, по сути, это наступление на культуру`
Эти слова принадлежат президенту Фонда спасения Петербурга - Ленинграда Александру Марголису. Но его голос, поднятый против строительства второй сцены Мариинского театра на набережной Крюкова канала, как и голоса других многочисленных защитников настоящей петербургской культуры, остались не услышанными власть предержащими.
Идея Валерия Гергиева, активно поддержанная директором Федерального агентства по культуре Михаилом Швыдким и некоторыми финансовыми магнатами о сносе целого квартала в Коломне ради второй сцены Мариинки уже воплощается в жизнь.
Как и следовало ожидать, сносом ДК имени Первой пятилетки, жилого дома и школы устроители второй сцены не удовлетворятся. И вот уже слышны голоса о том, что в домах по оставшейся пока стороне Минского переулка жить невозможно, они тоже требуют расселения. Возникают идеи сноса других жилых домов, которые подкрепляют разумными, в общем-то, доводами.
Например, тем, что перед второй сценой нужно устроить парковочные места для автомобилей. Где же еще ставить машины? На улице Декабристов, как и на улице Союза Печатников, места маловато.
Совсем недавно стало известно, что расширение Мариинского театра может сократить территорию, принадлежащую Академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Здание мастерских на улице Писарева, пострадавшее пару лет назад при пожаре, восстанавливают, и проект реконструкции предполагает его расширение в сторону институтского стадиона.
Петербуржцы говорят, что Мариинка, не построив вторую, создает уже третью сцену.
Горько это видеть и осознавать неизбежность утрат. Хотя все было заранее предсказуемо. Не будь на Лермонтовском проспекте синагоги, я уверен: весь квартал запросто был бы отдан на заклание тем, кто считает Коломну захолустным углом, где нет ничего ценного. Кроме, естественно, Мариинского театра, хоральной синагоги да находящегося в безобразном состоянии дворца Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122. Все остальное - ерунда, рядовая застройка.
Да, застройка там рядовая, но в ней-то и вся ценность этого заповедного уголка...
- Строительство второй сцены Мариинки - это нарушение всех законодательных норм, - сказал депутат Законодательного собрания Петербурга Алексей Ковалев. - Это историческая часть Петербурга, и она находится под охраной ЮНЕСКО,
Он и прежде как представитель депутатского корпуса бил во все колокола, дабы не допустить появления в Коломне настоящего монстра, каковым, безусловно, предстанет бесформенный многогранник Доминика Перро, но - тщетно.
Грубое вмешательство в историческую среду на набережной Крюкова канала - лишнее подтверждение строительного беспредела. Власть руководствуется не здравым смыслом, не интересами города, а интересами инвесторов, которые убеждают, что вложенные ими деньги в дальнейшем посыплются на город золотым дождем. Вряд ли это случится. Город, теряющий свое лицо, обречен.
Единственная согревающая душу мысль о будущем любимого города заключается в том, что всему на свете есть предел. И беспределу тоже. Но где та грань, за которой высокопоставленные покровители разрушения исторического центра откроют для себя Петербург уже не как экспериментальную строительную площадку, а как самый красивый и гармоничный город на свете?
Точно не в торговом комплексе за Казанским собором и не на второй сцене Мариинского театра. |