В ЗС Ленобласти состоялись третье и четвертое чтения бюджета на 2006 год. Теперь уже ясно, что у субъекта РФ появился бюджет, имеющий ряд концептуальных особенностей. Если в 2005 году был запланирован бюджетный дефицит на уровне 1,3 млрд рублей, то на будущий год расходы уравняют с доходами.
- Мы должны стремиться к бюджетной сбалансированности, поэтому намерены привлечь в казну и потратить 29 млрд рублей, - считает вице-губернатор Ленобласти Александр Яковлев. - Впрочем, не исключаю: финансовая ситуация может сложиться так, что реально расходы окажутся несколько выше доходов.
В чем же причина введенного ограничения на `сверхнормативные` бюджетные затраты? Их несколько. Когда в области ускоренно наращивали темпы финансирования приоритетных проектов (от газификации и телефонизации населенных пунктов до технического переоснащения больниц, автотранспортного парка, компьютеризации школ), финансовые потребности не перекрывались бюджетными источниками. Приходилось заимствовать значительные средства.
Сейчас Ленобласть, что называется, набрала ход и в экономике, и в социальной сфере. А бюджетная реформа поставила в повестку дня новые задачи, касающиеся реструктуризации расходов, сокращения бюджетных издержек, в том числе - связанных с обслуживанием обязательств по облигационным займам и кредитам.
Область намерена сократить объем накопившейся задолженности, не влезать в новые долговые вериги, строить на перспективу самодостаточный сильный бюджет. Работа эта идет уже сейчас. Так, за 9 месяцев 2005 года почти на 60 млн рублей уменьшен объем государственного долга.
Веской причиной создания бездефицитного бюджета стал и пересмотр подходов к самому бюджетному финансированию. С 2000-го по 2005 год в Ленобласти ассигнования на образование и культуру увеличены в 6 раз, на здравоохранение - в 8 раз. Но это вовсе не означает, что прямо пропорционально в социальных отраслях улучшилось качество бюджетных услуг.
Теперь предстоит концентрировать финансовые ресурсы на тех направлениях, где они могут служить населению с наибольшей пользой.
В фокусе внимания - зарплата
В 2006 году в социально-культурную сферу будет направлено 48% средств расходной части областного бюджета. При этом главные усилия будут сфокусированы на стабильном росте зарплаты.
Рост доходов людей в целом активизирует рынок и финансовые процессы, стабилизирует общественную ситуацию.
В Ленобласти уже в 2004 году нижний уровень зарплаты бюджетника достиг прожиточного минимума. Ожидается, что в мае будущего года МРОТ в очередной раз увеличат с 800 руб. до 1100 руб. И эти изменения учтены в бюджете.
Рассчитывает регион и на участие в национальных проектах социальной ориентации, которые также предусматривают значительный рост зарплаты некоторых категорий работников здравоохранения и образования. Собственные расходы на развитие этих отраслей область увеличит более чем на 12%. При этом с участием ученых и специалистов областной комитет финансов разрабатывает модель эффективного финансирования здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Правда, практически применить результаты такого моделирования удастся лишь в бюджете-2007.
Межбюджетные трансферты удвоены
Еще один приоритет бюджета Ленобласти 2006 года - поддержка органов местного самоуправления. В соответствии с реформой МСУ, разграничившей властные функции, на субъекты РФ теперь возложено 53 полномочия, на муниципальные образования - 27. И необходимо в полной мере обеспечить финансирование полномочий муниципалитетов.
Область намерена удвоить объем межбюджетных трансфертов и довести его до 8,7 млрд рублей. Из фондов финансовой поддержки муниципальных районов и поселений будет выделено в общей сложности около 6 млрд рублей. Предусмотрен и своего рода страховочный фонд, в котором зарезервировано 200 млн рублей. Дело в том, что большинство из 222 местных бюджетов на начальном этапе работы окажутся дотационными. Кроме того, уровень их бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя будет отличаться в несколько раз. Так что запас бюджетной прочности, что называется, не помешает. В целом в структуре общих бюджетных расходов финансовая помощь муниципалитетам составит 36%.
На все остальные статьи расходов останется лишь 16% от общего объема бюджетного финансирования. Несколько сокращено или оставлено на прежнем уровне ресурсное обеспечение тех статей расходов, где деньги недостаточно эффективно осваивают.
К 2007 году бюджетные заявки комитетов правительства Ленобласти по отраслям предстоит отстаивать гораздо тщательнее, обосновывая необходимость расходов. Потребуются точные расчеты еще на стадии бюджетных проектировок. Должен все-таки восторжествовать принцип: больше выделено денег - значит и выше качество бюджетных услуг. |